Елена Авраменко
Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию позитивных отношений между детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра – самая ценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу,построенному на свободном общении равных.
Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию позитивных отношений между детьми“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, здесь реализуется потребность его воздействия на мир.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. К роли дети относятся избирательно : они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей и наиболее любимой деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры.
В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неудачи. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует достичь. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игру сосредоточению на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условием игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в этих ситуациях ребенок учится быть»хорошим» человеком. Для каждого ребенка старшего возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. “Я больше не буду!” – заявление, содержащее понимание своей вины перед сверстниками и обещание не поступать плохо по отношению к другим. Ребенок, конечно же, нарушает свое обещания, ведь он так эмоционален, но он обещает искренне. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, – симпатию, сочувствие, уважение и др.
Ребенок, отстающий в сообразительности, плохо владеющий нужными для игры действиями, отличающийся медлительностью, также вызывает раздражение сверстников. С таким трудно договориться, он постоянно нарушает правила, по его вине расстраивается игра. Таким ребенком, в конце концов, пренебрегают, и он попадает в число непринятых.
Капризули, плаксы, агрессивные, все те, кто не в состоянии доиграть до естественного конца сюжета, и другие дети, которые затрудняют нормальные игровые отношения, становятся непринятыми сверстниками. Они – источник конфликтов и напряжений. Они – источник эмоционального дискомфорта. Сверстники не хотят с ними связываться…
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.
В игре существуют два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение : игра требует от ребенка таких качеств, как инициатива, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.
Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.
Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установлений отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей. Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка. Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный положительных контактов с детьми, ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.
И, так, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, а сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности.
В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:
• Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств ребенка являются первоочередными;
• Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства;
• Важной особенностью игры как формы жизни детей является ее проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем чаще дошкольник играет в сюжетно-ролевые игры (подвижные, театрализованные, народные, тем больше он получает необходимого опыта для дальнейшей жизни в социуме, выработает линию поведения, которая не только сможет облегчить процесс общения с людьми, но и даст уверенность в своих силах и поступках, а значит, поможет стать успешным в жизни человеком.