Ирина Желтякова
Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»; закреплять знания о назначении денег; продолжать формировать интерес детей к игре; закреплять умения считать в пределах 10; воспитывать уважение к труду взрослых.
Задачи:
Образовательные: учить развивать свою роль и обогащать её посредствам объединения отдельных действий в единый сюжет игры;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Супермаркет“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Развивающие: развивать умение контактировать и положительно взаимодействовать со сверстниками в совместной игре; развивать умение выполнять в игре с предметами взаимосвязанные действия;
Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в общественном месте (магазине, транспорте, соблюдая алгоритм; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: супермаркет, консультант, денежная купюра.
Предварительная работа:
Беседа: о магазинах, о профессии продавец, консультант в магазине, шофер, о правилах поведения в магазине, в транспорте, о профессиях родителей.
Рассматривание картин, иллюстраций о работе продавца, сюжетных картинок на тему «В магазине». Дидактические игры: «Супермаркет», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Кому что нужно?», «Транспорт», «Что можно приготовить?», «Парные картинки».
Чтение художественной литературы: А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», В. Маяковский «Кем быть?», Б. Заходер «Шофер», Ч. Янгарский «В магазине игрушек», рус. нар. «Морозко».
Материалы и оборудование:
Мебель: стол, полки и прилавки; одежда: фартуки и шапочки; атрибуты: касса, деньги, чеки, ценники, руль, фуражка для водителя; пакеты и корзины для покупателей, тарелки для денег, кошельки, одежда для уборщицы, тележка с ведром и совком.
Ход занятия:
- Ребята, нам пришло электронное письмо. Посмотрите на экран и узнаете от кого оно. Я сейчас вам его прочитаю.
- «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы не забыли, как вы помогли нам вылечить Дядю Фёдора. Он теперь совсем здоров. Спасибо! Но скоро у него день рождения. Мы хотели приготовить угощения и пригласить гостей. Вот уже и пригласительные разослали. В этом нам помог почтальон Печкин. Но вот беда - наш магазин закрыли на ремонт, припасы наши заканчиваются. Осталось только молоко и сметана, а ехать в город за продуктами и подарками нам не на чем. Помогите нам, пожалуйста! Очень ждем. Кот Матроскин и Шарик».
В:- Ребята, что же нам делать? (Нужно помочь.) Интересно, как же мы сможем помочь Шарику и Матроскину?
Д:- Можно купить все необходимое и отправить посылкой.
В:- Где можно купить продукты и подарки? (в магазине)
В:- Ребята, а как называется магазин, в котором можно купить и подарки, и продукты, и одежду, игрушки?
Д: - Этот магазин называется «Супермаркет».
В:- Вы в такие магазины ходите с родителями? (Да).
В:- Значит, вы знаете, как нужно правильно себя вести. А давайте вспомним правила поведения в магазине. (Ответы детей).
В: - А какие вежливые слова в магазине должны говорить покупатели? А как нужно разговаривать продавцу? (добрый день, здравствуйте, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку)
В: - Я предлагаю вам, поехать в магазин и купить подарок для Дяди Фёдора и продукты для праздничного стола. Но хочу спросить, можно ли покупать в магазине все подряд? (Нет). Прежде, чем взять что-то, хорошенько подумайте для чего это нужно нашим друзьям из Простоквашено.
В: - А на чем же мы поедем в магазин? (на такси, на машине, на автобусе).
В: - Почему вы выбрали автобус? (Ответы детей). Нас много и мы с вами поедем на автобусе. (Воспитатель предлагает вспомнить правила поведения в общественном транспорте и приглашает детей в автобус. Дети выбирают «водителя». «Водитель» занимает свое место, мальчики пропускают девочек. (Звучит фонограмма «Автобус»)
В: - Автобус вовремя и ловко
Подъезжает к остановке.
Все вошли, закрылась дверь, —
Пассажиры вы теперь.
Пассажирка юных лет,
Предъявите ваш билет!
Всё! Приехали! Ура!
Выходите, вам пора!
Дети выходят из автобуса, идут в магазин.
(4 полки, где расположены покупки: отдел книг, отдел продуктов, отдел игрушек, отдел одежды. Стол, на котором расположена касса, «Тарелка» для денег, пакеты и корзины для покупателей).
Дети подходят к магазину.
В: - Ребята, кто работает в магазине? (продавец, продавец-консультант кассир).
Какую работу выполняет продавец? (Показываю иллюстрацию «продавцов»)
Продавец приходит до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу раньше? (чтобы успеть расставить товар на свои места, проверить срок годности товара).
Продавец встречает покупателей с улыбкой, он рад помочь. Именно у приветливого продавца хочется что – то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причесан.
Продавец знает весь товар. Помнит, где и что лежит и сколько стоит. Для этого ему нужна хорошая память.
Есть продавцы-консультанты – это те люди, которые помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках и акциях магазина). Как только покупатель выбрал товар. Продавец-консультант провожает его на кассу. За кассой сидит кассир.
Кто такой кассир? (Показываю иллюстрацию «кассира») Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар. Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, на разговоры по телефону, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю. В чеке пишется наименование товара и его стоимость.
В: - А кто еще бывает в магазине? (магазин работает для покупателей).
Что входит в обязанности покупателей?
Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно выбирают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с работниками магазина, оплачивают товар в кассе (деньгами или банковской картой) и благодарят за покупку.
Прежде чем начать играть воспитатель предлагает выбрать продавца, который будет консультировать, и кассира.
Для этого мы используем «Чудесный мешочек», в нем лежат картинки с изображением монет и весов. Если вам попалась картинка с монетой - вы покупатель, а если весы - сотрудник магазина. (2 картинки с весами, картинки с монетами по количеству детей за минусом двух).
В: - А как вы узнаете, сколько стоит товар? (Посмотрим на ценник).
В: - Сотрудники магазина займите, пожалуйста, свои рабочие места.
Обратите внимание, что рядом с кассой стоят корзинки и тележки. Для чего они нужны? (Чтобы складывать выбранный товар).
В: - А что еще нужно, чтобы купить товар в магазине? (Деньги). Давайте возьмем кошельки с денежными купюрами (обратить внимание детей на числа, которые там изображены) и отправимся за покупками.
Ждем открытия магазина. Продавец вывешиваем табличку «Открыто».
(Продавец приглашает детей в магазин)
- К нам пришли вы в магазин
Вас сейчас мы удивим!
Все что нужно есть у нас
Выбор просто высший класс!
Если что не найдете,
Обращайтесь - мы поможем.
Мы обслужим вас сейчас,
Приходите еще раз!
(Воспитатель напоминает, что после того, как товар будет выбран, нужно встать в очередь, нужно описать товар который они хотят купить, подумать для чего он понадобится нашим друзьям из Простоквашено, и за выбранный товар заплатить деньги.)
Дети заходят в магазин, ходят по магазину, выбирают покупки. Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине. Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара.
В: - Лера, что ты выбрала для посылки Дядю Фёдору?
Л: - Зеленый чай. Я думаю, что его гости будут рады такому чаю.
В: - Сколько ты заплатишь за него?
Л: - На ценнике написано число 10. Я найду у себя в кошельке бумажку (денежную купюру) с таким же числом и отдам его кассиру.
В: - Ребята, а что делать, если товар пролился или рассыпался? Кто, в таких случаях убирает в магазинах? (Уборщица). Какие обязанности у уборщицы магазина?
Проводит уборку всех помещения магазина, следит за чистотой и порядком. Выбрасывает мусор из контейнеров.
Кто у нас будет уборщиком?
Воспитатель одевает ребенку форму, дает тележку с ведром, совком.
В: - Ребята, я хотела бы купить полкило конфет «Коровка», ведь их очень любит кот Матроскин. Я их насыпала в мешочек, но как узнать, что здесь полкило конфет? Как в таких ситуациях поступают в магазинах? (Взвешивают на весах). Обыгрываем ситуацию с взвешиванием на весах.
Во время игры, воспитатель следит за выполнением детьми ролей «Кассир», «Продавец», «Покупатель».
В: - Уважаемые покупатели! Магазин закрывается, а наш автобус отправляется обратно в детский сад. (Дети садятся в автобус).
Итог игры:
В: - Ребята, где сейчас были?
- Для чего мы ездили в магазин?
В: - Ну вот теперь у нас есть все для празднования дня рождения Дяди Фёдора. Я думаю, что из этих продуктов можно приготовить много вкусного. Что например? (фруктовый салат, праздничный пирог, пудинг, заварить чай). Теперь все, что вы купили нужно аккуратно сложить в коробку (посылку, написать на ней адрес Простоквашено и получателя. А кто у нас получатели посылки? (Кот Матроскин и Шарик). А что мы еще положим в эту посылку? (Открытку с поздравлением). Открытку купил Семён, а вот пожелание давай те напишем вместе. Вы мне будете диктовать по одному словечку, а я записывать в открытку. Что мы пожелаем Дядю Фёдору? (Здоровья, добра, радости и т. д.).
Готовую посылку нужно отнести на почту и её очень быстро доставят по адресу.
В: - Ребята, вам понравилась играть?
Как работал шофер, продавец, уборщица, кассир? Чем вы расплачивались за покупки?