Наталья Дербенёва
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в центр народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в центр народной игрушки».
Цель: формирование представлений о разнообразии народных игрушек.
Задачи: Познакомить с народными игрушками (Романовской, Дымковской, Богородской, Каргопольской, Тверской и т. д).
Дать элементарные знания о труде народных умельцев и содержании трудовых действий.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Путешествие в центр народной игрушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Сюжетно-ролевые игры
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Продолжать учить детей различать виды русского прикладного искусства на примере дымковских, филлимоновских, богородских игрушек и матрешек. Обратить внимание на традиционные элементы росписи. Выделить средства выразительности.
Повышать интерес к русской народной культуре и русского народного творчества, как появились игрушки и их значение для народа.
Воспитывать духовно- нравственные качества.
Продолжать знакомить с географической картой: отмечать место изготовления игрушек.
Предварительная работа: Рассматривание народных игрушек, кукол, рисование кукол, лепка заготовок; беседы о русских традициях,обрядах;
рассматривание иллюстраций макета русской избы.
Прослушивание русской народной музыки, произведений. Чтение рассказов Л. Н Толстого «Грушина кукла», «Бабушка и внучка»,сказки «Василиса Прекрасная» и т. д.
Игры «Какая игрушка лишняя», «Собери игрушку», «Угадай узор». Беседы о народных игрушках (Ребята давайте я вам расскажу о романовских игрушках!
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой реки Воронеж стояло большое село - Романово. В этих местах издавна были богатые залежи самой разной глины — черной, красной, желтой и белой. Жители этого села лепили из глины изделия, а затем обжигали глину в печи, и отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. (Рассматривание картинок). Одни делали из глины посуду, другие игрушки-свистульки в форме птиц и животных. Романовская игрушка небольшая умещается на ладони ребенка. Их традиционные краски — красно-желто-зеленая, но может присутствовать и серебряный цвет.
Элементы росписи просты – полоски и точки.
Все сочетания красок мастер придумывает сам. Ведь мастер – это самый главный человек в мастерской. Он может творить чудеса.
Местность была богата залежами разнообразной глины - красной, жёлтой, чёрной и белой. Глина использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Умельцы обжигали глину почти в каждом доме, а затем отправляли изделия в уездный город Липецк и на ярмарки. Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками – свистульки. А называться они стали по местности «романовскими» или «романушками». Сначала чаще лепили домашних животных, затем появились барышни в роскошных нарядах и офицеры. Все игрушки имели обрядовый смысл: собака – охранитель, индюк – оберег для ребенка (его привязывали к люльке, козёл ржаной – хлебное изобилие. Романовская игрушка всегда была музыкальной, они издают великолепные звуки благодаря местной глине, из которой они сделаны. Среди «романушек» есть птица счастья – Сирин (полуптица-полуженщина, она является только счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
- Ребята, а вы знаете кто такие - подмастерья? (Нет)
- Это помощники мастеров, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастерам создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
- Так как же называли молодых помощников мастеров? (Подмастерья). Достаю следующую богордскую игрушку.
Ребенок по схеме рассказывает о богородских игрушках.
Чтение стихотворения о богородских игрушках (ребенок).
«Тук - тук, щелк - щелк,
Медведь, мужик, коза и волк.
Деревянные игрушки :
И медведи, и старушки –
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат»
- Давайте отметим на карте, где находится Богородск.
К карте прикрепляется изображение богородской игрушки.
Воспитатель достает из корзинки следующую игрушку.
Рассказ ребенка о филимоновских игрушках.
Чтение стихотворения о филимоновских игрушках (ребенок).
«Нас слепили мастера
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине – красные полоски
На боках у нас видны».
Материалы и оборудование: Образцы игрушек, иллюстрации, русско-народные костюмы, краски, стеки, куклы, ткань, матрешки, платки. Макет печи, книги с потешками, частушками, карта – мест изготовления игрушек. Спил дерева или брусок, тряпичные куклы. Записи русской –народной музыки.
Ход игры
-Ребята,расскажу я вам сегодня, как я побывала на ярмарке где все смеются что-то продают, покупают. Там чего только нет. А больше всего там игрушек. Посмотрите какие игрушки я купила.
-А вы знаете что такое ярмарка? (ответы детей).
Ярмарка-это большие торги с увеселениями и развлечениями. Не зря в народе говорят : «Шум,как на ярмарке».
Проводить веселые торги, ярмарки – это традиция русского народа. Идя на ярмарку брали с собой гармошки, бубны, игрушки-свистульки.
-Солнце красное встает.
Спешит на ярмарку народ.
Красны девицы, да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь.
На гулянье отправляйтесь.
-А давайте сегодня поиграем в игру «Ярмарка народных игрушек».
-Скажите ребята, какие игрушки называют народными?
-Какие игрушки есть у нас в группе? Из чего они сделаны?
Давайте теперь распределим роли. Кто у нас будет изготовлять игрушки (мастера, подмастерья, художники).
-Где их будут продавать и кто (продавцы). Обозначьте свои места.
-А кто будет русской красавицей, скоморохом?
-А кто будет покупателем? (Идем наряжаться, собираться, берем сумки,деньги и пойдем на ярмарку).
На ярмарке люди веселятся, песни поют, шутят, играют. Начнем и мы нашу ярмарку с народной игры «Как у деда Трифона».
Дедушка стоит в центре круга, дети говорят слова:
«Как у деда Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей
Вот с такими вот ушами
Вот с такими вот глазами
Вот с такими вот носами
Вот с такими вот зубами
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Они сели и не ели
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так. (Ведущий- дедушка показывает смешные движения, все повторяют). Я предлагаю посетить нашу ярмарку.
• Весело было на ярмарке?
• Почему было весело?
• Что купили на ярмарке гости? Для чего, для кого?
• Удалось вам покататься на карусели? Никто не падал?
• Продавцы удалось ли вам заработать деньги на ярмарке? Куда их потратите?
• Получилась у нас ярмарка? Ещё будем играть?