Валентина Шеина
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Морское путешествие на корабле»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Морское путешествие на корабле»
Шеина Валентина
Цель: формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Задачи:
• Учить детей отражать в игре разнообразные сюжеты о жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле, используя накопленный личный опыт.
Темочки:
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабль. Сюжетно-ролевая игра
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
• Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь, активизировать словарь детей за счет слов: капитан, кок, касса морского вокзала, необитаемый остров, сундук, перевязка.
• Закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей.
• Совершенствовать навыки общения со сверстниками.
• Формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу.
• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, воспитывать у детей культуру поведения; воспитывать уважение к труду работников флота.
Оборудование и атрибуты для игры:
Атрибуты для корабля : детские стулья, флаг, флажки, спасательные круги, якорь, штурвал, подзорная труба, компас, морские обитатели.
Атрибуты для кассы морского вокзала : вывеска, касса, билеты.
Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырки, морские воротники, медицинский халат, фартук, колпак.
Оборудование: медицинский набор, кухонный набор, влажные салфетки, фотоаппарат, аудиозапись «Шум моря», ширма, крупный конструктор, верёвка, материал голубого цвета, якорь, штурвал, билеты, бумажные деньги
Предварительная работа:
Чтение детской художественной литературы о морских путешествиях :
В. Коржиков «Морской сундучок».
А. Г. Арушанова «Игровые диалоги».
Просмотр научного фильма о подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры.
Игровые роли: диспетчер (воспитатель, капитан, штурман, врач, кок, кассир, матросы, путешественники, кассир.
Игровые действия:
Диспетчер (Воспитатель) назначает врача, матроса и других.
1. Капитан
отдаёт команды членам команды. Благодарит за хорошее путешествие.
2. Штурман
стоит у штурвала, следит за маршрутом. Выполняет все команды капитана.
3. Врач
осматривает всю команду, ставит допуск к плаванию, следит за здоровьем команды на корабле.
4. Кассир
продает билеты в кассе. Отправляется в круиз.
5. Кок
проверяют продукты, накрывают на стол, готовят обед.
6. Матрос
Выполняет все команды капитана. Исследует остров. Подаёт трап. Опускает-поднимает якорь.
7. Путешественники
Приобретают билеты в кассе. Отправляются в круиз.
Ход игры.
Вводная часть.
1. Дети, мир, в котором мы живем, очень большой. На планете Земля много стран. Они находятся так далеко друг от друга, что добраться можно из одной страны в другую только с помощью какого-нибудь транспорта. На каком транспорте вы уже ездили? (беседа с детьми). Я бы очень хотела отправиться в круиз. А вы? (ответы детей). Что такое круиз, на каком виде транспорта отправляются в круиз? (водном). Давайте подумаем, куда мы поплывем? (Ответы детей).
Воспитатель предлагаю детям семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, на одной стороне каждого флажка написана буква. Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке как у радуги, то вы узнаете, куда мы отправимся в круиз.
(Дети выполняют задание и воспитатель (или ребёнок) читает слово «острова»). Да, на острова!
Показать карту-маршрута
2. Определение плана-сюжета.
Для путешествия нам нужен корабль. Давайте вспомним, что есть у корабля? (нос, каюты, борт, трап, штурвал, якорь)
Дети строят корабль, оформляют рабочее место и подбирают атрибуты к своей роли.
Выбрать название корабля.
3. Распределение ролей.
Вот сколько всего! А кто на корабле главный? (капитан). Что он делает на корабле? Кто же помощники капитана? (матросы). Что матросы делают на корабле? (выполняют команды капитана) А если кто-нибудь заболел? Кого необходимо позвать, кто поможет? (врач). Все путешествия очень длительные и можно проголодаться, кто же нам приготовит еду? Как называют повара на корабле? (кок). Молодцы ребята все вы знаете, тогда можно отправляться!
Я тоже буду принимать участие в вашем путешествии. Я буду ДИСПЕТЧЕРОМ, сообщаю о готовности отправления корабля.
Раздача атрибутов.
Создание воображаемой ситуации.
ДИСПЕТЧЕР: - Внимание! Экипаж, прошу пройти по трапу на борт судна. Занять свои места.
- Пассажиры приобретайте билеты в кассах морского вокзала. Ждём вас на борту.
Примерный сюжет «Касса» (продажа билетов за волшебное слово)
Путешественник : Здравствуйте.
Кассир: Здравствуйте.
Путешественник : Продайте мне пожалуйста билет на корабль.
Кассир: Возьмите, пожалуйста, билет.
Путешественник : Спасибо, до свидания.
Кассир: Пожалуйста. До свидания.
Дети-пассажиры поднимаются на борт. Матросы проверяют билеты.
Капитан: Наш корабль отправляется в морское путешествие по морю. Убрать трап! Поднять якорь! Малый вперед!
Врач проверяет команду, записывает в карточки результат обследования.
Повар проверяет продукты, накрывают на стол, готовит обед.
Звучит музыка.
Капитан: Смотрите, слева по борту, плывут дельфины и что-то ещё плывёт. Достаёт из воды мусор.
Капитан: Откуда взялся в море мусор? (ответы детей). Правильно ли поступил человек. Что произойдёт с море, если люди будут бросать мусор в воду? Погибнут морские водоросли. Погибнут усатые киты. Морские черепахи вымрут, поедая пластиковые пакеты, принимая их за медуз. Нужно беречь и охранять природу. Пока мы с вами разговаривали, мы приплыли к месту назначения.
Капитан: Опустить якорь, опустить трап, прошу всех на берег.
Первый остров
Команда с пассажирами высаживается на берег «Берег загадок»
Он на мостике стоит
И имеет грозный вид
Управляя кораблём,
А бинокль всегда при нём.
(Капитан)
Члены команды выполняют ролевые действия. По команде капитана сменяют друг друга на вахте.
Врач приглашает матросов и поваров на осмотр, лечит и т. д. Докладывает о несчастных случаях капитану.
Второй остров «Кафе»
Диспетчер предупреждает о том, что корабль подходит к следующему острову, где есть кафе, чтобы покушать.
Капитан даёт команду причалить.
Воспитатель: Ребята, вам не кажется, что кто- то плачет и им нужна помощь? Посмотрите, мама с ребёнком и раненый мужчина, он поранил ногу. Кто ему может помочь? У нас есть врач. (Врач перебинтовывает ногу пострадавшему).
Капитан принимает решение - принять «пострадавших» на борт для осмотра врачом.
Повар их кормит.
Корабль идёт в порт.
Капитан даёт команду к отплытию от острова.
Члены команды наводят порядок на корабле и отправляются дальше на следующий остров.
Третий остров. «Остров танцев»
Дети выполняют ритмические движения под музыку.
Подведение итогов. Ребята, мне сегодня понравилось, как вы самостоятельно и организованно играли. Помогали друг другу,были вежливыми и справились со своими ролями. В следующий раз, вы можете поменяться ролями, когда вы будете играть в эту игру. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.