ИРИНА ПОПОВА
Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности детей с ОВЗ со сложным дефектом
▼ Скачать + Заказать документы
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим
проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра, она связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое.
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах
общества, о красоте человеческих отношений, но и как учится в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности.
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности детей с ОВЗ со сложным дефектом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Что такое игра? «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой
заключается не в её результатах, а в самом процессе» - Н. В. Краснощёкова.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования и выступает
как важное средство воспитания, потому что в игру вовлекаются все стороны личности : ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Сюжетно-ролевая игра – это своеобразный свойственный дошкольнику способ
усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка.
Сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми, они воспроизводят то, что
они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых.
Особенности сюжетно-ролевой игры :
Соблюдение правил
Социальный мотив игр
Эмоциональное развитие
Развитие интеллекта
Развитие воображения и творчества
Развитие речи
Виды сюжетно-ролевых игр :
Игры на бытовые сюжеты («дом», «семья»)
Игры на производственные и общественные темы («школа», «автобус», «почта»)
Игры на героико-патриотические темы («герои войны», «космические полёты»)
Режиссёрские игры
Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки», «лётчики»)
У детей с нарушением интеллекта мы наблюдаем недоразвитие игровой
деятельности, они долго не обнаруживают потребности в игре. Мы пытаемся включить их в игру, но они долго не проявляют интерес к её процессу и игрушкам, действуют безразлично, порой пассивно подчиняясь нашим требованиям. И лишь под влиянием обучения начинают проявляться к 5-7 годам, они начинают затевать сами игры, пытаются включиться в игру, предложенную сверстниками или взрослыми, появляется избирательный интерес к игрушкам.
В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный
подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.
Обучение игре мы проводим в совместной деятельности, которая отражена в
рабочей программе и соответствует лексическим темам, результат мы отражаем в индивидуальных маршрутах.
На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой
ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание сюжетных игрушек : собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей – это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею ( отобразительные игры: укладывание спать, купать). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под нашим руководством дети выполняют последовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.
Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности
взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей : формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание мы уделяем обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?
Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным
для наших детей, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки.
Дети с нарушением интеллекта в процессе самостоятельных игр воспроизводят
отдельные игровые действия и их цепочки, в каком варианте им предлагалось, то есть игры у нас порой шаблонны, стереотипны. Редко наши детки проявляют свою индивидуальность, и вносит что-то от себя.
Характерным для детей нашей группы является выполнение игровых действий
без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли у нас происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.
Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно –
развивающей работе, и мы считаем, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.
Главным, на наш взгляд, является то, что ребёнок выходит из замкнутого мира,
у него появляется интерес к окружающему миру и деятельности, и в частности к игре, формируется понимание, возникает положительное эмоциональное отношение к ней и желание участвовать, возникает потребность в налаживании контактов с взрослыми и сверстниками. И даже посильное участие наших детей в игре способствует их психическому и физическому развитию.
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах:
4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5-6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до её начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми
Сюжетно-ролевые игры – обязательная программа любого детского сада и важный
этап в развитии каждого дошкольника. Позитивное влияние ролевых игр на формирование личности ребенка давно доказано, и не оспаривается уже много лет. И если для воспитателя детского сада сюжетно-ролевые игры – это своего рода таблица умножения, то для родителей - это что-то познающееся только интуитивно. А ведь именно родители должны организовывать сюжетно-ролевую игру в условиях семьи.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, её организации в
семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения: занимает всё меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром телепередач (мультфильмы, взрослые фильмы и т. д., компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольника, его общении с взрослыми и сверстниками. По мнению многих психологов, ученых игра занимает ведущее место в жизни дошкольников.
Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни
своих детей, а иногда даже не умеют в них играть.
Поэтому нашей задачей является:
Познакомить родителей с особенностями игры детей с ОВЗ;
Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка;
Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;
Вовлечь родителей в игровую деятельность.
Для того чтобы родители получили как можно больше информации о значении
игры в развитии детей с нарушением интеллекта нами были подготовлены консультации для родителей: «Сюжетно-ролевые игры в жизни детей», «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с нарушением интеллекта»; рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр; памятка для родителей: «В какие игры можно играть дома»; проведено родительское собрание «Организация сюжетно-ролевых игр в семье».
В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А
дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой. Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает более сложные формы игрового поведения. Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в
семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а так же у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.