Пономарёва Наталья
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи программы
3. Планируемые результаты
4. Содержание программы
5. Комплексно – тематические планы
6. Календарный учебный график
7. Учебный базисный план
8. Сетка занятий
9. Формы контроля
10. Оценочные материалы
11. Используемые технологии
12. Условия реализации программы
13. Список литературы
1. Пояснительная записка
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению Л. А. Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать зада-чи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В ре-зультате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование ди-дактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Развивающие игры как один из наиболее естест-венных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоя-тельности. Развитие логического мышления у детей через развивающие игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Программа кружка «Юный математик» была составлена на основе про-граммы «Школа 2100» авторы Амоношвили Ш. А., Леоньев А. А., Бондырева С. К., Горячев А. В. издательство «Бласс».
Адресат программы дети3-4 лет;
Возрастные особенности младшего дошкольного возраста:
Мышление в трех- четырех возрасте носит нестабильный характер. С одной стороны, ребенок пытается анализировать то, что видит вокруг себя, сравнивать предметы друг с другом и делать вывод об их взаимных связях. А с другой – высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов часто носят характер простого перечисления. Установить отношения между предметами, то есть проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее. В этом возрасте нужно продолжать учить ребенка строить не сложные логические цепочки, различать общее и частное, целое и части, устанавливать причинно-следственные связи. Пятилетки, при условии правильного развития, способны проявлять высокий уровень умственной активности. Они не только испытывают устойчивый интерес к познанию предметов, но и стремятся самостоятельно решать игровую задачу.
объем программы: 34 ч.
формы организации:кружковая
формы проведения занятий:фронтальные, подгрупповые, индивидуальные
виды занятий - совместная деятельность,
срок освоения–1 год
режим занятий - 1 раз в неделю по 15 минут
2. Цели и задачи программы
Цель программы:Развитие логико-математических представлений у детей через развивающие (математические) игры.
Задачи программы:
• Развивать умение мыслить логически, судить доказательно.
• Научить делать простейшие умозаключения, выводы.
• Научить детей считать в пределах первого десятка.
• Научить соотносить запись чисел с количеством предметов в пределах 5
• Развивать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, толщина.
• Оперировать тремя-четырьмя свойствами.
• Воспитать интерес к занятиям, игровым упражнениям.
•
3. Планируемые результаты
• Дети умеют мыслить логически, судить доказательно.
• Дети умеют делать простейшие умозаключения, выводы.
• Дети умеют считать в пределах первого десятка.
• Дети умеют соотносить запись чисел с количеством предметов в пределах 5.
• У детей развиты сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, толщина.
• Дети умеют оперировать тремя-четырьмя свойствами.
• У детей появился интерес к занятиям, игровым упражнениям
4. Комплексно – тематический план
Месяц Тема/Раздел Задачи Методы
Сентябрь диагностика выявление у детей знания о числовом ряде в пределах 5, порядковом счете в пределах 5, знания геометрических фигур, знание 6 основных цветов, временные про-странственные отношения, умение делать простейшие умозаключения.
Упр. «Положи столько же»,
«Какая дорожка шире (уже)»
«В какой гараж поместится большой (маленький) грузовик»
И т. д.
Игра «Найди пару».»Назови следующее число»
«Считай дальше», «Назови меньшее число»
«Разложи ленточки»
«Выполни задание»
октябрь повторение чисел и цифр 1-5 закрепить счет в пределах 5, число 5, цифра 5. д / игра «веселый счет»
п. Кюизенера
д / игра «сложи квадрат» (по Никитину)
игровые упражнения: «подари маме бусы», «составь красивый узор»
квадрат В. Воскобовича
ноябрь Геометрические фигуры
закреплять представления о пространственных геомет-рических фигурах. д / игра «составь фигуру из геом. фигур»
д / игра «сложи квадрат» (по Никитину)
д / игра «танграм»
б. Дьенеша
декабрь Счет 1-3сравнение по длине формирование представле-ния об образовании после-дующего числа путем при-бавления едини-цы,формировать умение сравнивать полоски по дли-не с помощью непосредст-венного наложения. п. Кюизенера
танграм
план комнаты
д / игра «точечки» (по Никити-ну)
д / игра «веселый счет», стихи загадки.
квадрат В. Воскобовича
январь повторение чисел и Счет 1-3 закрепить счет в пределах 3 логические задачки
лабиринты
квадрат В. Воскобовича
д / игра «веселый счет»
п. Кюизенера
февраль сравнение по ши-рине и толщинес-равнение по высо-те
формировать умение срав-нивать предметы по высоте, производить операцию се-риации по этому признаку
формировать умение сравни-вать предметы по ширине и толщине
закреплять представления об образовании последующего числа путем прибавления единицы
б. Дьенеша
поиск закономерностей
д / игра «сложи квадрат» (по Никитину)
д / игра «точечки» (по Никити-ну)
п. Кюизенера
квадрат В. Воскобовича
март измерение длины
закреплять представления об образовании последую-щего числа путем прибавле-ния единицы
формировать практические навыки измерения длинны с помощью условной мерки
логические задания
д / игра «какой длины»
п. Кюизенера
апрель сравнение по объ-ему, познакомить с приемом не-посредственного сравнения предметов по объему (вме-стимости,формировать представление о том, что сравнивать объемы жидких и сыпучих тел можно только тогда, когда измерения ве-дутся одной меркой, форми-ровать представление о чис-ле 0, познакомится с цифрой 0 п. Кюизенера
квадрат В. Воскобовича
б. Дьенеша
«точечки» (по Никитину, весе-лые стихи
май диагностика
выявить у детей знания по-рядкового количественного счета в пределах 5. геометрических фигур, тел., временных, пространственных отношений., умению делать простейшие умозаключения. Упр. «Положи столько же»,
«Какая дорожка шире (уже)»
«В какой гараж поместится большой (маленький) грузовик»
И т. д.
Игра «Найди пару».»Назови следующее число»
«Считай дальше», «Назови меньшее число»
«Разложи ленточки»
«Выполни задание»
6. Формы контроля
Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май) уровня ус-воения операций логического мышления.
7. Оценочные материалы, диагностический инструментарий
В качестве оценочного материала используется диагностическая методика автора Гаркуши Ю. Ф.
Так же все результата мониторинга и наблюдений, бесед с детьми заносятся в диагностическую карту контроля группы.
Критерии оценки усвоения программы: «Юный математик»
Высокий
• Умеет выделять и выражать в речи признаки сходства и разли-чия двух предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам.
• Умеет продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трех изменяющихся предметов.
• Умеет в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находишь «лишний» предмет.
• Умеет считать в пределах 5.
• Умеет изображать графически «сколько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов.
• Умеет сравнивать, опираясь, рядом стоящие числа в пределах 10, определять больше и меньше.
• Умеет ориентироваться по элементарному плану, находить по-следовательность событий и нарушение последовательности.
• Умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине; измерять длину и вместимость предметов с помощью условной меры.
Средний
• Умеет считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
• Умеет сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.
• Умеет узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямо-угольник.
• Умеет называть части суток, дни, недели, месяцы в году.
• Осуществляет целенаправленные действия умственного и прак-тического плана, частично решает поставленную задачу.
Низкий
• Умеет находить в окружающей обстановке много предметов и один.
• Затрудняется в названии геометрических фигур.
• Отсутствует умение слушать, допускает ошибки в решении за-дач.
8. Используемые технологии
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время за-нятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
9. Условия реализации программы
Важным условием реализации программы является:
• Помещение, в котором дети будут заниматься, оборудованное столами и стульями в соответствии с возрастными особенностями детей.
• Организация процесса познания осваиваемого содержания в интерес-ной и доступной форме: в познавательных развивающих играх, практических ситуациях, недлительных игровых упражнениях, содержательном общении;
• Наличие развивающих игр, в свободном пользовании, поощрение са-мостоятельного использования их.
• Использование простых познавательных задач занимательного математического характера, способствующих развитию логического мышления. Создание уголка по РЭМП
10. Список литературы
1. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - З. Михайлова
Москва. «Просвещение» 1990 год.
2. «Сказочные лабиринты. Игры» В. В. Воскобович Санкт-Петербург 2000 г.
3. «Математика для дошкольников 4-5 лет» - Е. Колесникова - Москва. «Творческий центр» 2003 год.
4. «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» - Н. Ф. Сохина
Москва. «Просвещение» 1984 год.
5. «Ступеньки творчества» - Е. Юзбекова, - Москва. ООО «Логика – Пресс» 2006 год.
6. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» -
А. Смоленцева Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2004 год.
7. «Логика. Дети 5-7 лет» - Л. Тихомирова Ярославль. «Академия Холдинг» 2001 год.
8. «Игра в образовательном процессе» - М. Ермолаева, Санкт – Петербург «Кафедра педагогики» 2003 год.
9. «Психология дошкольника» - Г. Урунтаева, Москва. Издательский центр «Академия» 1997 год.
10. «Развитие логического мышления и речи детей» - Е. Алебьева, Москва. «Творческий центр» 2005 год
11. «Математика для дошкольников» - Т. Ерофеева Москва. «Просвещение» 1992 год.
12. «Как развивать логическое мышление» - А. Зак, Москва. Издательство «АРКТИ» 2001 год.
13. «Ступеньки творчества или развивающие игры» - Б. Никитин, Москва. «Просвещение» 1990 год.
14. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - Л. Венгер, Москва. «Про-свещение» 1986 год.
15. «Логика и мышление для дошкольников» - Е. Носова, Санкт – Петербург. Издательство «Акцидент» 1997 год.
16. «Чего на свете не бывает?» - занимательные игры для детей от 3-х до 6-ти лет. – О. Дьяченко, Москва. «Просвещение» 1991 год.
17.«Поиграй со мной» - 3г. Н. Коскова, Новосибирск «Сиб. универ. издат.», 2007г.
18. «Раз, два, три, четыре – посчитаем дырки в сыре.» - 4 г. Н. Коскова, Новосибирск, 2007г.
19. «Большая книга логических игр» - Г. Шалаева, Москва. Издательство «Слово», 2006г.
20. «Логика» - С. Гаврина, Москва. ООО издательство «Эксмо», 2006г