Тимова Джанатхан Даутовна
Доклад к педагогическому совету по теме «Сюжетно-ролевая игра как основа социального развития личности»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Успенский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Доклад
к педагогическому совету по теме :
«Сюжетно-ролевая игра как основа
социального развития личности»
Разработала воспитатель отделения диагностики и социальной реабилитации Тимова Д. Д.
Публикация «Доклад к педагогическому совету по теме „Сюжетно-ролевая игра как основа социального развития личности“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как основа
социального развития личности»
Игра — путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А. М. Горький.
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности. Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Сюжетно – ролевая игра – самая эффективная форма детской игры и играет немаловажную роль в развитии ребенка. В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера. Играя вместе, дети учатся общению, отстаивать свое мнение и умение настаивать на своем, а также учитывать желание и действия других. Через сюжетно – ролевые игры дети познают мир. Через игру дети готовятся к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.
В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.
Согласно ФГОС, игра остаётся ведущим видом детской деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познаний и труда и, в тоже время, средство развития других видов деятельности.
Отношения ребенка со сверстниками, с другими людьми являются основой развития его социальной личности. Эти отношения рождают и определяют главные человеческие поступки.
Существуют основные принципы обучения сюжетно – ролевой игре.
• Первый принцип организации сюжетной игры. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
• Второй принцип организации сюжетной игры - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.
• Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей.
Во время общения детей наблюдается, что не все умеют сотрудничать.
Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк, обзывательств. В совместной деятельности, возникают трудности, неумение уступать, сочувствовать, радоваться успехам сверстника, проявляется агрессивность.
Сюжетно-ролевая игра - идеальное поле для приобретения социальных навыков, знакомство с различными профессиями, развитие творчества, воображения, приобретение новых знаний.
Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Воспитатель Тимова Д. Д.