Мария Нурбобоева
Сюжетно-ролевая игра, и её роль в развитие детей
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и развития ребенка от рождения до школы. В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, к сожалению, на своем личном опыте наблюдая за игрой детей младшего возраста могу сказать, что большинство детей не умеют играть. Причин у этого явления существует несколько. На современном этапе дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, они не умеют или не хотят играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из мультфильмов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Также огромное значение имеет, позиция родителей, которые не поощряют игры детей, считая это ненужным и глупым занятием. Родители не считают необходимым учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без помощи старших, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.
Темочки:
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В последнее время из всего многообразия игр предпочитают лишь сюжетно - ролевые, дидактические, подвижные, иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.
У многих практиков нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат. Игра фактически сводится к игровым приемам и «обыгрыванию» учебного материала. Подчинение игры только задачам обучения приводит к тому, что самодеятельная игра исчезает из жизни ребенка и, как следствие, снижает познавательную мотивацию, которая является основой формирования учебной деятельности.
По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Для этого необходимо изучить формирование сюжетно-ролевой игры как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста. Решение этой проблемы стало целью моей дальнейшей работы в данном направлении. Практическая значимость моей работы заключается в том, что полученные данные помогут при разработке планов и проведения сюжетно-ролевых игр с моими подопечными.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи.
Изучить методическую литературу по данной проблеме. Выявить особенности проведения сюжетно ролевых игр в младшем дошкольном возрасте.
Подобрать методы и приемы педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр младших дошкольников.
Создать развивающую предметно - пространственную среду для развития игровой деятельности.
Сформировать у детей игровые умения, способствующие пониманию ребенком роли в игре, формировать начальные навыки ролевого поведения.
Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах игровой деятельности.