снежана куроптева
Проект «Птицы нашей республики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы нашей республики».
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Участники проекта : дети средней группы, родители.
Срок реализации: октябрь 2013 г. – май 2014г.
Актуальность проекта :
Экологическое воспитание дошкольников возможно при определё нных условиях:
- формирование элементарных экологических представлений о природе;
Публикация «Проект „Птицы нашей республики“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-воспитание гуманно - деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами выбрано не случайно. Как свидетельствуют ученые, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными. В ходе образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решила реализовать проект «Птицы нашей республики». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы и не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Новизна: создание системы формирования экологического сознания дошкольников.
Цель проекта : Расширение и обогащение знаний о некоторых видах перелетных и зимующих птиц нашего края через формирование основ экологической культуры.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
3. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
Объект исследований: птицы.
Предмет исследования: жизнедеятельность птиц марийского края.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура.
Ожидаемые результаты:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап (октябрь).
1. Подбор научно – популярной, методической литературы:
- Благосклонов К. Н. «Гнездование и привлечение птиц в сады и парки».
- Букин А. П. «В дружбе с людьми и природой».
- «Зеленый дом без окон». Сборник загадок/сост. Л. М. Сукач.
- Илларионова И. Г. «Учить детей отгадывать загадки».
- Лучич М. В. «Детям о природе».
- Плешаков А. А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе».
2. Определение форм работы.
Основной этап (ноябрь-апрель).
1. Беседы:
- «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»
- "Птицы нашей республики".
- «Красная книга – сигнал опасности».
- «Птицы прилетели».
- «Не разоряйте птичьи гнезда».
- «Спасибо курочке за вкусные, полезные яйца».
2. Дидактические игры:
- «Кто летает, прыгает, плавает»
- «Угадай птицу по описанию» (перелетные птицы)
- «Домашние и дикие птицы» (лото)
- «Кормушка для птиц».
- «Угадай, какие птицы остались зимовать в нашей республике».
3. Чтение художественной литературы:
- С. Воронин «Воинственный Жако».
- М. Горький «Воробьишко».
- К. Чуковский «Тараканище».
- Д. Мамин – Сибиряк «Про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост».
Л. Толстой «Хотела галка пить».
- Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».
4. Подвижные игры:
- «Совушка»
- «Коршун и наседка»
- «Перелет птиц»
- «Медведь и пчелы»
-«Гуси – лебеди»
- «Лиса в курятнике»
- «Собака и воробьи»
- «Ворона и воробей»
- «Воробушки»
- «Пингвины с мячом».
5. Занятия:
- «Ласточки и мошки».
- «Не поется птицам без небес».
- «Птичья столовая».
- «Домик для птиц».
- «Кукушка».
6. Наблюдения на прогулке:
- Наблюдение за перелетными птицами.
- Наблюдение за птицами зимой.
- Наблюдение за синицей.
- Наблюдение за зимующими птицами.
- Наблюдение за вороной.
- Наблюдение за снегирем.
- Наблюдение за голубями.
- Наблюдение за синичкой.
- Наблюдение за воробьем.
- Наблюдение за птицами на участке детского сада.
- Наблюдение за сорокой.
- Наблюдение за дятлом.
- Наблюдение за трясогузкой.
7. Аппликация:
- «Воробушек».
- «Снегири на ветке».
Заключительный этап (май).
1. Конкурс детских рисунков:
- «Птицы нашей республики».
2. Городской конкурс:
- Муниципальный конкурс:
- «Птицы нашей планеты».
Результаты:
Дети научились кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях, наблюдать и сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено.
- за время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Вывод: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам марийского края.
Приложение к проекту.
Итоговое развлечение «Встречаем птиц весной».
Цель: формирование чувства любви и уважения к традициям нашего края, чувства ответственности и бережного отношения к братьям нашим меньшим – птицам.
Задачи: дать представление о перелетных птицах, раскрыть взаимосвязь между неживой и живой природой. Воспитывать экологическую культуру дошкольников, расширять знания детей о птицах, условиях их обитания
Предварительная работа: заучивание: стихов, потешек; разучивание игр; рассматривание иллюстраций, картин о птицах; чтении художественной литературы; наблюдения на прогулках.
Ход: Воспитатель загадывает детям загадки:
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна).
Воспитатель: Наступила весна. Давайте её встречать (закличка) :
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
Воспитатель: Пора и птицам возвращаться. А кто первым возвращается?
Дети: Грачи.
1-ый ребё нок:
Он в чёрной одежде,
Но всё-таки врач.
Спасает поля
От вредителей грач.
Воспитатель: И солнышко весну встречает, деток согревает!
2-ой ребё нок:
Солнышко красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
Воспитатель: Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках. Отгадайте загадку:
А эта птица пародист,
Изобразит и плач, и свист.
Придет весна, и мы его
На волю выпустим в окно.
В скворечник вселится жилец.
Конечно, это наш.
(Скворец)
3-й ребёнок
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель: А кто прилетает после грачей?
Дети: Ласточки!
4-ый ребёнок
Прилетели… Тише, тише…
С криком вьются у крыльца.
Это ласточки под крышей
Строят гнёздышки птенцам.
Воспитатель: Ну, что ж, птиц встретили, теперь и поиграть можно! (проводятся игры «Летает- не летает», «Коршун»)
Воспитатель: В давние времена была традиция – выпекать из теста птичек и давать им имена. Вот и вы, ребята, дайте имя своему птенцу!
Дети: грачи, ласточки, жаворонки, тетерева, кулики, скворцы, утки, гуси, журавли.
Воспитатель: Вы дома с родителями нарисовали перелетных птиц, и я предлагаю вам повесить ваших птичек вот на это дерево. И пусть они все лето, до самой осени радуют вас своим заливистым пением!
(Детей угощают печеньем).