Шустова Марина Александровна
Сверка картотеки — один из основных аспектов диагностики образовательного и профессионального уровня работников
▼ Скачать + Заказать документы
«Сверка картотеки – один из основных аспектов диагностики образовательного и профессионального уровня педагогических работников»
Идите от анализа к синтезу, но стройте свои выводы на основе всего проверенного фактического материала.
В. Обручев
Задачей методической службы является: повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога, организация и ведение учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Публикация «Сверка картотеки — один из основных аспектов диагностики образовательного и профессионального уровня работников» размещена в разделах
Для реализации этих задач необходимо составить базу данных учреждения. Этой базой является картотека – упорядоченное множество унифицированных носителей информации (карточек и дискет, отражающих содержание педагогической деятельности и квалификации педагогов.
Почему же именно методист занимается сверкой картотек?
Как вы знаете, в обязанности методиста входит изучение состояния усвоения детьми того или иного раздела программы, уровня воспитанности, выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта, организация методической помощи в проведении учебно-воспитательной работы, т. е. диагностика образовательного процесса и профессионального уровня педагогических работников. Кроме того, чтобы управлять не формально, а реально, чтобы принимать правильные научно-обоснованные решения методисту необходимо иметь фактические данные о ходе образовательного процесса. Без информации о ходе, без постоянной обратной связи процесс управления невозможен «Отсутствие необходимой информации парализует процесс управления».
Задача методиста, во время проведения сверки картотеки – разобраться с обилием фактов, провести их сортировку, оценить с точки зрения влияния на ход и результат образовательного процесса и затем принять наиболее обоснованное управленческое решение по содержанию методической работы на год.
Сверка картотеки с методистом ГМК – вертикальная информационная связь, при которой происходит движение информации между уровнями иерархии в системе управления, сопровождаемое ее трансформацией; информация, идущая в ГМК – обобщается, идущая вниз – детализируется. Поэтому сверка картотеки в проводится с целью:
1. выявление объективной картины состояния образовательного и профессионального уровня педагогов ДОУ.
2. диагностики потребностей педагогических кадров в повышении квалификации и переподготовке.
3. обобщение данных о внедрении новых учебных программ и технологий.
Основные задачи :
1. Конструирование будущего состояния образовательной практики на основе предвидения характера и темпов социально-экономического развития, а так же знания о профессиональном уровне ее участников.
2. Преобразование информации с изменением ее качества, приведение к получению новой информации. Таким образом, сверка картотеки позволяет одновременно создать информационный банк и провести диагностику деятельности педагогического коллектива, через официально зафиксированные результаты.
На основе сверки картотеки проводится системно-структурный анализ, состоящий из нескольких этапов:
1. Уточнение (собственно сверка происходящих изменений в кадровом составе, в уровне квалификации)
2. Выявление возможно большего числа элементов целого. Какие темы самообразования заявляются чаще, выделение групп специалистов педагогов-психологов, логопедов.
3. Группирование элементов в необходимое и достаточное число подструктур (сколько и какие методические объединения могут быть организованы в будущем учебном году, какие творческие лаборатории необходимы.
4. Установление различных связей между элементами подструктуры и целым.
Собственно-аналитическая деятельность методиста
Например, анализ – есть ли зависимость между уровнем квалификационной категории руководителя и степенно внедрения комплексной программы. На этом этапе происходит прогнозирование уровня и количества аттестуемых педагогических кадров, предвосхищение результатов участия детских садов в конкурсах.
Я рекомендую начать сверку с составления визитной карточки учреждения, по направлениям:
1. Характеристика кадрового состава.
2. Характеристика педагогического коллектива по образованию, стажу, профессиональному росту (аттестации).
3. Образовательная программа.
4. Инновационная (опытно-экспериментальная деятельность).
Остановимся более подробно на каждом разделе.
Ввели подраздел «вакансии», где требуется указать какие должности вакантны – с целью создания банка вакантных должностей в м/к.
Документы, связанные с модернизацией образовательной системы предъявляют высокие требования к профессионализму педагогов, уровню подготовки специалистов, являющийся условием эффективной работы по модернизации. Именно поэтому внесены изменения в раздел № 3 образования педагогического коллектива. Необходимо указать какое именно образование имеет педагогический коллектив. Сколько педагогов с высшим педагогическим с высшим не педагогическим образованием аналогично, средним специальным педагогическим или педагогический класс.
Анализ кадрового состава поможет спланировать работу по подготовке кадров специалистов. Анализ кадрового состава по стажу (следующий раздел карточки, оставшейся без изменения) покажет, нужны ли школы начинающих и в каком количестве, или необходимо больше планировать метод оперативок в виде семинаров, или творческих лабораторий.
Сверка по данным аттестации за этот и прошедший учебный год покажет, стала ли аттестация средством повышения профессионального роста педагогов в учреждении.
Следующий раздел «Образовательная программа учреждения». При аттестации учреждений в первую очередь аттестационная комиссия изучает образовательную программу, включающую в себя следующие разделы: вид учреждения, наличие специализированных групп, приоритетные направления в работе, программа и дополнительное образование (компонент учреждения).
При сверке будет уделено особое внимание внедрению комплексных программ. Сколько групп в детском саду работают по указанной программе, идет ли количественное увеличение от года к году. Проверьте себя, есть ли приказ по детскому саду, разрешающий педагогам работать по данной программе, назначен ли ответственный за результаты его внедрения.
Следующий раздел карточки – система дополнительного образования, осуществляемого в ДОУ, через кружковую работу, действительно ли при кружковой работе углубляется и расширяется кругозор детей, удовлетворяется ли их запросы и интересы, развиваются ли творческие способности, прививаются ли практические умения и навыки. Реализуются ли различные направления работы учреждения, в том числе приоритетные. Нет ли перегрузки детей.
Заполнение раздела инновационная деятельность, позволит вам диагностировать насколько высок творческий потенциал ваших педагогов, их готовность к инновационной деятельности, а так же уровень квалификации. Изменилась форма отчета по данному разделу.
Необходимо указать фамилию имя отчество педагогов, участвующих в инновационной деятельности, его должность.
В целом карточку «оформить горизонтально, с двух сторон одного листа, чтобы сократить время обработки информации, сделать более удобным ее использование».
Следующим этапом вашей работы станет дополнение визитных карточек руководителей ДОУ. Их анализ позволяет диагностировать состояние инновационной деятельности в учреждении, уровень профессионализма его педагогов (об этом в частности говорит и участие в конкурсах профессионального мастерства и наличие образцовых кабинетов.) В графе «конкурс образцовых кабинетов» конкретно укажите какому кабинету присвоено звание образцовый, в каком году и № приказа.
Данные по образцовым кабинетам мы будем использовать при планировании методических объединений, т. к. проведение их на базе таких кабинетов решает одновременно две задачи – 1). Распространение передового опыта. 2). Поднятие престижа учреждения и специалиста.
Изучение разделов «Личное участие заместителя заведующей по ВМР» и «Результативность деятельности зам. зав. по ВМР» позволит диагностировать, соответствует ли уровень квалификационной категории методиста результату его деятельности. Например, у методиста 1 квалификационная категория, а педагоги детского сада не участвуют ни в конкурсах, ни в педагогических чтениях.
Заполняя карточки педагогов, обратите внимание на раздел «Курсы» согласно Закона РФ «об образовании» и письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 2.06.98. за № 89/34-16 учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы и технологии. Обновление же содержания образования, его методов и форм требует и непрерывного образования педагогов, в частности на курсах. При заполнении карточек, укажите когда, на каких курсах повышали свою квалификацию ваши специалисты. Непрерывное образование проходит и через самообразование. Будет проанализировано, стала ли эта работа составной частью единой системы непрерывного образования педагогов в ДОУ. Темы самообразования говорят о том, почувствовали ли педагоги необходимость переориентации на личностно-ориентированную модель общения, или по-прежнему приоритетное место занимают темы организационно-методического характера: проведение отдельных видов занятий, планирование различных видов деятельности, и не связанных на прямую с внедрением новых технологий передового опыта.
Показателем управленческой мудрости руководителя является раздел.
Выход, где указывается когда и где педагог смог поделиться самостоятельно добытыми знаниями, находками. Обратите внимание, что у многих специалистов не прописаны темы самообразования.
В разделе «Аттестация» не указывается квалификационная категория.
Таким образом, если сверка картотеки проведена не формально, если на ее основе методист действительно провел диагностику состояния уровня инновационной деятельности и кадрового состава он:
1). Изучит потенциальные возможности педагогов
2). Сможет создать условия для творческой работы специалистов, для их саморазвития и самореализации.
3). Своевременно обеспечит курсовую подготовку и переподготовку и аттестацию.
Тем самым выведет руководимый им коллектив на новый профессиональный уровень, не зря А. Вольд писал: «Математическая статистика – это теория принятия решений»