Виктория Гулькина
Сущность взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л. С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, изложенной в его книге «История развития высших психических функций» (1930-1931, на развитие психики оказывает влияние культурный контекст, результат исторического развития общества. Социальное взаимодействие между детьми и взрослыми необходимо для формирования способов мышления и поведения, соответствующих культуре, в которой растет ребенок. Л. С. Выготский утверждал, что индивидуальные психологические процессы обусловлены коллективными социальными процессами, процессами активного преобразования воспринимаемого внешнего мира. Его теорию также называют социокультурной.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Психология. Работа психолога
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, детская литература
- Темочки
Нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Развитие детей может быть успешным только при условии тесного сотрудничества детского сада и семьи. Для этого, прежде всего, педагогам следует признать ведущую роль, способности и возможности родителей в воспитании и развитии своих детей.
Родители проводят со своим ребенком гораздо больше времени, чем может уделить педагог в условиях детского сада. Они, как и педагоги являются «специалистами» по своим детям. Необходимость взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей определяет общность образовательных задач. Как у педагогов, так и у родителей имеются пробелы в знаниях – у одних относительно поведения и жизни ребенка вне детского сада, у других относительно организации образовательного процесса и поведения ребенка в дошкольной образовательной организации. Только в диалоге обе стороны могут представить полную картину жизненной среды ребенка. Такой обмен является основой для партнерства и сотрудничества между родителями и педагогами, открытого, доверительного взаимодействия в общем деле развития детей.
С давних пор ведется спор о том, что же играет главную роль в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. Под общественным воспитанием здесь понимаются различные образовательные учреждения, например: детский сад, школа. Мнения педагогов, занимающихся этой темой, неоднозначны. Часть педагогов высказывались в пользу семьи, другие выдвигали на первый план общественные учреждения. Так, педагог-гуманист И. Г. Песталоцци считал, что «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
А социалист-утопист Роберт Оуэн в противоположность предыдущей точки зрения выдвигал теорию о том, что семья является одним из главных зол на пути формирования личности человека. Изложенная им идея о необходимости преимущественно общественного воспитания ребенка с самых ранних лет имела популярность в нашей стране. В течение многих лет она активно воплощалась, подчеркивая доминирующую роль общественного воспитания над семейным в процессе формировании личности ребенка.
Данная тематика отражена в трудах великого педагога А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко подчеркивал необходимость изучения жизни детей в семье педагогическими коллективами, выполнение этой задачи открывало не только возможность улучшения быта и воспитания детей, но и возможность влияния на родителей.
Позднее, в 40-60-е годы, тенденция доминирования дошкольного учреждения над семьей сохранялась, но проблема «борьбы» семейного и общественного воспитания уже не ставилась так остро.
Как и ранее семья не являлась субъектом сотрудничества, а рассматривалась в большей степени как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.
Примером может служить текст, взятый из Устава детского сада, утвержденного 15 декабря 1944 г. в котором говорилось: «Детский сад… должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а так же текст из Временного положения о дошкольном детском учреждении, утвержденном 8 марта 1960 г. : «Дошкольное детское учреждение - ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».
Уже в 60-70-е годы XX в. годы стало уделяться больше внимания, чем прежде сочетанию общественного и семейного воспитания. В этот период проводились педагогические исследования, с целью научного обоснования путей и средств, которые могли бы обеспечить работу системы «школа-семья-общественность». Результаты данных исследований отражены в работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов, именно в них начали использоваться такие понятия как: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и др.
Значительный вклад в развитие взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, в вопрос оказания помощи родителям внесен В. И. Безлюдной в труде «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Данная работа с научной точки зрения обосновывает следующую мысль: семья и дошкольное учреждение не способны изолированно решить задачу преодоления разного рода трудностей ребенка.
В том же ключе развивалась мысль в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Следовательно, успешное решение задачи воспитания возможно лишь в случае, когда образовательное учреждение поддерживает связь с семьей и между воспитателями и родителями удалось установить отношения доверия и сотрудничества.
Наиболее значительные изменения в системе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Связано это с реформой образования, которая не могла не отразиться на системе дошкольного воспитания, что повлекло за собой принятие положительной роли семьи в процессе воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Семья и ДОО - главные институты социализации ребенка дошкольного возраста. У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности. Дошкольная образовательная организация - это первое образовательная организация, с которой вступают в контакт родители и от педагогов они ждут помощи.
Семья и ДОО - два общественных института, стоящих у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием, считают, что детский сад, это место, где только присматривают за детьми, пока они на работе. И воспитатели испытывают трудности в общении с такими родителями. С этой целью используя различные нетрадиционные формы работы, виден эффективный, положительный результат.
К подготовительной к школе группе дети завершают дошкольный возраст. Когда общение воспитателя строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта в воспитании детей, они осваивают формы позитивного общения с людьми. У них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к этому. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.
На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным, что нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2013 г. В ст. 44 сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки. Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого-педагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В этом документе говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» дошкольной образовательной организации и семьи. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова взаимодействие трактуется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.
Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другой.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия - установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
В настоящее время большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Это делается с целью:
- изучения семьи, семейной ситуации помогают осуществлять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ребенку, включенному в контекст семейного воспитания.
- для развития и воспитания ребенка необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
Инициаторами взаимодействия ДОО и семьи являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе. Об этом говорится в нормативных документах.
Можно отметить что, современное образование требует от педагогов строить работу с семьей таким образом, чтобы родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, т. е. педагоги воспитывают и обучают вместе с родителями.
Главная цель общения или взаимодействия педагога с родителями - это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.
Эти задачи по-новому определяют работу ДОО с семьей : от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей - к формированию компетентного родителя и осознанного родительства - составляющих успешной социализации ребенка.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.
К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.
При организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. В этом контексте задача дошкольного образовательной организации сводится не к замещению семьи, а к ее обогащению теми практиками воспитания детей, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Таким образом, взаимодействие - это согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.