Лучший педагог года

Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи

Татьяна Суслина
Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно велика. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников Н. Н Поддъяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе нужно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сущности знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Публикация «Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи» размещена в разделах

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольне детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания. так считали педагоги создавшие первые системы дошкольного воспитания – Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Большая роль отводится умственному воспитанию. Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний в деятельности. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивает А. И. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов чувств и других черт, образующих его духовный облик.

Умственное воспитание имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика эстетическом развитии.

Умственное воспитание осуществляется в процессе усвоения подрастающим поколением многовекового опыта человечества, запечатленного в материальной культуре, духовных ценностях, способах познания т. п.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирование познавательной деятельности. В связи с этими важнейшими задачами умственного воспитания детей является сенсорное воспитание, развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношения, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учатся мыслить, поскольку думать это значит говорить про себя или вслух, а говорить- значит думать.

Слово- материальная оболочка мысли. Однако, этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых и сам использует слова, за которым не стоят образы, мыслительной деятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми которые в данной момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос). Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствии. Это расширяет границы его познавательной деятельности. Он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношением к людям, природе, к себе.

Результатом нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, чем меньше отклонений, чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. И двигаясь путем проб и ошибок он может вконце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает в освоении спорами. Поэтому роль взрослого очень важна и ответственна. Основными задачами нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения. Эти средства очень важны в решении задач нравственного воспитания, так как способствуют эмоциональной окраске познавательных моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы.

Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на окружающие их обстановке, музыку, поэзию и т. д. сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать. Эти наблюдения дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, она способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности влияет на познание нравственной стороны действительности, поднимает познавательную активность.

Составляющей этого процесса является художественное образование- процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели может представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему.

Вторая группа задач направляет на формирование художественных умений в области разных искусств. Как мы видим здесь ведущая роль принадлежит искусству, которое мы оцениваем с помощью речи и слова.

Таким образом, развитие речи детей протекает во взаимосвязи с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием.

Используемые источники.

1. Алексеева М,М, Лисина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Книга для воспитателя детского сада/ под. ред. Парамоновой О. С.

3. Занятия по развитию речи в детском саду/ под. ред. Ушаковой О. С

4. Козлова С. А. Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика.

5. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л. Г. Федоренко

Публикации по теме:

Обучение грамоте старших дошкольников с ФФНР при помощи метода наглядного моделирования На современном этапе сложившаяся ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих.

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 19:25
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников во взаимосвязи с развитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Суслина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД