Кольцова Екатерина Витальевна
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста" из опыта работы
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Актуальность проблемы:
В младшую группу приходят “домашние” дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми своей группы, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук : одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Вместе с этим, я могу отметить, что у детей также довольно часто наблюдается задержка в речевом развитии, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
• Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,
общую двигательную активность;
• Содействовать нормализации речевой функции;
• Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
• Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Средства развития мелкой моторики :крышки,шнурки,пластилин,песок,куклы,природный
материал,пуговицы, крупа, бусы,прищепки, краски.
Методы и приемы работы для развития мелкой моторики рук :пальчиковая гимнастика,
лепка и рисование с пластилином,шнуровки,игры с прищепками,рисование и раскрашивание,массаж кистей рук и пальцев,игры с конструктором и мозаикой,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками,игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
Рисование ладошками и пальчиками:Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом, полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Составление фигур из счетных палочек. Дети выкладывают из них различные фигурки, по образцу воспитателя или самостоятельно придумывая узор. Эти упражнения развивает ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность.
Использование прищепок.
Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.
Нанизывание.
Упражнения способствуют: формированию сенсорных эталонов, развитию моторики рук, формированию элементарных математических представлений, развитию воображения, внимания и памяти, улучшению концентрации внимания, развитию произвольности, развитию усидчивости и умения добиваться поставленной цели, формированию логического мышления.
гры-мозаики, игры – шнуровки, являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка, и они подходят для детей разного возраста.
Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.
Ребенок собирая пазлы тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить и создавать пространственные мыслеобразы.
Графические задания. Работа по развитию графической моторики ведется с самого раннего возраста. В работе с детьми младших групп, это самые простые задания: «Покажи дорогу зайке до морковки», «Нарисуй елочке ветки», где ребенок проводит линии, стараясь не заехать за границы рисунка. Улучшает координацию рук, внимание и зрительную память.
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков дружелюбие.
«Рисунки на песке»
На прогулке с детьми рисуем на песке. Этот вид деятельности знакомит детей со свойствами песка (сухой, сыпучий, на нем можно рисовать, способствует развитию разговорной речи, развитию моторики рук, общей моторики, воспитывает дружелюбие.
«Составление разных фигур из цветных камней»Это игра развивает воображение, мелкую моторику рук
Вывод:
Проанализировав данную работу, пришла к выводу, что цель мною была достигнута, так как у детей наблюдается положительная динамика. Развитие мелкой моторики является предпосылкой для становления детской деятельности, устной и письменной речи, а также способствует познавательной активности детей. Дети, ранее плохо владевшие речью стали охотнее общаться друг другом и с взрослыми,Повысились навыки самообслуживания. Следовательно, тема для данной работы – актуальна.