Папки-передвижки

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста

Кристина Юсупова
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста
▼ Скачать +Заказ

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце» - советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский.

Каждый последующий этап нравственного развития личности знаменуется новым увеличением её нравственных возможностей. Так, если дошкольный возраст можно характеризовать как период эмоциональной активности, то младший школьный возраст можно назвать периодом интеллектуальной активности. Данный возраст - это тот этап развития личности, который по преимуществу является этапом накопления знаний и приобретения опыта, в том числе и нравственных знаний, нравственного опыта.

Публикация «Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста» размещена в разделах

Дети младшего школьного возраста начинают покидать замкнутый мир семьи. Они ходят в школу, имеют друзей и врагов, о которых родители и не знают. Они сами принимают решения и общаются со сверстниками. Они соблюдают правила и обычаи большого мира: школы, соседей по дому, улицы, летнего лагеря. Они познают, что закон – это не только установленные родителями правила, но и школьный распорядок, правила дорожного движения, правила, принятые другими детьми. Всё, что дети раньше принимали, как должное, теперь постоянно подвергается испытанию и сравнениям. По мере того как растёт знакомство с законами и правилами, возрастает искушение нарушить их – что-то украсть, выругаться, позавидовать.

Ребёнок по-новому начинает относиться к ровесникам. Многие дети с трудом налаживают дружеские взаимоотношения. Они не хотят работать и играть в одиночестве, но вместе трудится, ещё не научились. Склочность, столь заметная у учащихся этого возраста, свидетельствует о зарождении коллективного духа – дети пытаются установить новые отношения между собой, обкатывая острые углы. Педагог пользуется огромным авторитетом, отчасти занимая место родителей. Педагог олицетворяет для них всё то новое, важное серьёзное, что вошло в их жизнь с поступлением в школу. Уважение и авторитет, которыми педагог пользуется у первоклассников, трудно оценить. Каждое слово педагога, его требование – закон для учащихся. Если дети не выполняют этих требований, то, как правило, потому, что ещё не умеют управлять своим поведением.

Младшим школьникам свойственны внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь своему педагогу. В коллективе начинают плохо относиться к тем, кого часто порицает педагог, а хорошо к тем, кто получает от него похвалу и поощрения. Подражательность проявляется и в том, что дети стараются вести себя так же, как и ученики, которых ставит в пример педагог. «Света – молодец, она дала карандаш Марине, потому что её карандаш сломался». После таких слов педагога многие дети начинают предлагать карандаш своим соседям. «Посмотрите, как прямо сидит Лена» - и каждый из учащихся старается сесть правильно. Такие примеры педагог использует для более наглядного показа образцов, которым могут подражать дети. Наглядность не только в обучении, но и в воспитании.

Цель, к которой стремится ребёнок на этом этапе, – приспособиться к миру и людям, к порядкам и законам природы и социальной жизни. В течение этого этапа происходит существенный скачок в умственном развитии. Ребёнок учится устанавливать причинно-следственные связи, выделять то, что считает конкретным и реальным. У него появляется вкус к простейшему планированию и выполнению намеченного. Интеллект доминирует, ребёнок приступает к занятиям в школе, активно пополняет недостаток рациональных сведений о мире, формирует собственное мировоззрение. Второе детство – время торжества «практического разума», заимствования взглядов и опыта старших. Возрастает значение социального, мышление принимает сравнительные и практические формы. Правда, оно ещё далеко от настоящей диалектики, продолжает опираться на знакомые и привычные семейные формы: «А у нас дома делают так-то», «А мой папа сказал, что.». Но постепенно, к концу периода, отход от семьи в среду сверстников становится всё более очевидным.

Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок ничего в них не меняет. Предметом изменений становится он сам. Впервые ребёнок выполняет деятельность, которая поворачивает его на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем Я был» и «чем Я стал».

Ребёнок постепенно обретает самосознание – видит себя субъектом взаимоотношений, тщательно контролирует своё поведение.

Моральная сфера идёт вслед за общей рационализацией. Хорошим, заслуживающим одобрения, считается то, что поддерживается всеми, что справедливо, логично, целесообразно. Ребёнок может быть недоволен собой, унывать от повторенных ошибок и слабостей.

У младших школьников нет такого негативного отношения к нормам морали, которое проявляют младшие подростки. У них не возникают сомнения в необходимости и безусловности нравственных правил, они хорошо их запоминают и хотят их выполнять. Младшие школьники сами моралисты. Они бескомпромиссны в нравственных требованиям к другим.

Ориентация на «правильность», стремление соответствовать некоторым образам (поведения, чувства, мысли) таит в себе опасность чрезмерного «зацикливания» на внешних правилах и образцах. Стремясь соответствовать всем предписаниям, ребёнок начинает относиться ко всем остальным также с повышенными требованиями, зачастую впадая в «фарисейство» (ревностное служение букве морального закона, игнорирующее собственно дух этого закона).

Такие дети воспитываются юными «правдолюбцами» или «ябедами». Они требуют чёткого выполнения неких предписаний и от своих сверстников и от взрослых. Порой взрослые сами же нарушают те правила, которым они учили ребёнка, и в этой ситуации возникают конфликты и непонимание. А порой получается так, что ребёнок, стремясь соблюсти все правила, предписанные взрослыми, в какой-то момент ослабевает под этим непосильным грузом. Тогда он может начать жить своей «тайной» жизнью.

В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые воплощают в себе те или иные моральные нормы, но эти качества ещё слабо выражены. У учащихся этого возраста ещё не достаточно развито самосознание, поэтому они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками, в отношении же других людей могут. Умение видеть причину поступков в самом себе вырабатывается только в подростковом возрасте.

Особенности нравственного формирования учащихся младшего школьного возраста связаны с развитием степени осознанности, обобщенности их представлений о нравственной стороне человеческих отношений. Сначала это уровень эмоциональных обобщений, который характеризуется умением учащихся правильно ориентироваться в общей оценке поступков, относя их к плохим или хорошим. Следующая степень этого уровня – пассивное овладение теми или иными понятиями. Учащиеся ещё активно не пользуются нравственными понятиями для обозначения конкретного факта, но этот же факт могут обозначать нужным словом, выбрав его из нескольких, например, обозначив поступок, как справедливый, выбрав нужное понятие из данных близких ему понятий: хороший, правильный, смелый, справедливый. Затем дети учатся раскрывать понятие через указание на характерный поступок: «Она хорошая подруга, дала мне альбом, а потом – ещё и карандаш». На более высокой ступени развития обобщенные поступки выражаются в соответствующем понятии: «Света правильно всегда рассудит, когда спор, она справедливая».

Для учащихся младшего школьного возраста соотношение поведения и осознание нравственной стороны явлений жизни характеризуется следующими особенностями : сначала это поведение, основанное на эмоциональных обобщениях (не могут объяснить, почему они поступили так, или иначе, с позиций нравственности). Затем отмечается увеличение объёма ситуаций и поступков, соответствующих нравственной норме, которую ребёнок уже может сформулировать.

Дети младшего школьного возраста могут, отказавшись от заманчивой цели, выполнять непривлекательные задачи, руководствуясь моральными побуждениями. Моральные мотивы – новый тип мотивации, обуславливающий качественно новый тип поведения ребёнка. Эти мотивы побуждают поведение и деятельность не прямо, а через сознательно приятные намерения или сознательно поставленную цель.

Особенности учащихся младшего школьного возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребёнком взрослый. Поэтому дети, особенно дети 7 лет, легко отвлекаются от того главного, на что должно быть направленно их внимание на уроке, во время беседы. У 7-8 летних учащихся внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий.

Подвижность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребёнок не умеет длительное время занимать одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом, так как испытывает естественную потребность движения. Педагог старается дать детям возможность организационно подвигаться: встать, поднять руки, пошевелить пальцами; даёт новое задание, ставит перед ними новую задачу.

Эмоциональность свойственная младшим школьникам, выражается в их легкой возбудимости, потребности вслух высказать о своих переживаниях, поделится впечатлениями, интерес к внешнему яркому, броскому. Задача педагога состоит не в том, чтобы поднять естественное желание учащихся, а подтянуть его к тем задачам, которые дети вместе с учителем решают на уроке и во внеклассной работе.

Нельзя забывать о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребёнка является игра. В игре у них иногда получается то, что не получается в учебной деятельности. Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших школьников получает развитие в связи с началом системного обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос; ответ может повлечь за собой целую цепь новых вопросов: «Почему?», «Как и из чего сделано?».

Поступая в школу, ребёнок уже понял ценность самого знания, у него есть интерес к знанию вообще, имеющему общественную значимость. Это отношение к знанию необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения. Интерес к знанию вообще переходит в увлечение отдельными приёмами учебной деятельности. Говоря о возрастных особенностях учащихся, следует помнить, что точных возвратных границ нет, эти границы подвижны. Исследования педагогов и психологов показали, например, что путём изменения содержания и методики обучения можно добавить таких особенностей мышления, которые свойственны более позднему возрастному этапу.

Одним из направлений развития в этом возрасте становится установление разнообразных социальных связей. Дети, воспитанные в детском саду, в большей степени обладают чертами коллективистов, но у них слабо воспитаны тормозные процессы, они не умеют сдерживаться, и привыкли вести себя в любом коллективе очень свободно; постоянное общение с большим числом учащихся сделало их легковозбудимыми. Общение учащихся в школе и дома должно быть организованно так, чтобы дети учились считаться с теми, кто их окружает. Нравственный мир младшего школьника сложен, изменчив, находится в постоянном развитии. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом ребёнка, улавливать возможные отклонения от нормального развития.

Созревая к началу младшего школьного возраста, внутренняя жизнь позволяет ребёнку осознать свою «непрозрачность» для других. Это позволяет ему выстраивать собственное психологическое пространство и «пробовать себя» в разных ролях. Младший школьный возраст это не только годы учения, порядка, подражания старшим и усвоения социальных навыков, но и годы пробы сил, лукавства и храбрости, героических увлечений различными сказочными и историческими образами.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения)к усвоению норм нравственности.

Во-первых, это интенсивное развитие познавательной активности. Развивается вторая сигнальная система, связанная с абстрактным мышлением и речью, что приводит учащихся к усвоению материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий.

Во-вторых, произвольность психических процессов, формирование волевых усилий, новый уровень потребностно-мотивационной сферы ребёнка позволяет ему действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленным целям, нравственными требованиями и чувствами.

В-третьих, у младших школьников формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности. И, наконец, формируется личностная рефлексия, которая предполагает знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, своё отношение к духовным ценностям.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших ребят было счастливым. И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей. Будем искать!

Спасибо за внимание, до свидания.

Список литературы и интернет источников:

1. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. – Алматы: Респ. издат. кабинет, 1994. – 120 с.

2. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).

3. ПодковкоЕ. Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. // Психология, социология и педагогика. – № 5 (8) Май, 2012 | Рубрика: Педагогика, Социология.

4. Матвеева Л. ИРазвитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. /Л. И. Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.

5. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников. – М. : Изд-во «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.

6. Эльконин А. Б., Вагнер Л. В «Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей», Москва. 1981 г.

7. Мухина, B. C. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – 9-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 456 с.

8. https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников

9. https://открытыйурок. рф/статьи/603728/ Особенности процесса нравственного воспитания учащихся

10. https://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2012/30-2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/139-dukhovno-nravstvennoe-razvitie-uchashchikhsya-v-protsesse-realizatsii-fgos

11. https://infourok.ru/material.html?mid=62798Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на ФГОС II поколения

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами вокального искусства "ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА"Вопрос духовно-нравственного воспитания.

Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» Обеспечение духовно-нравственного.

Конспект занятия по программе духовно-нравственного развития «Православная культура русского народа» Занятие. Тема: Свет Матери в детских глазах. Задачи: познакомить учащихся с жизнью Пресвятой Богородицы, как примером возвышенной и жертвенной.

Формирование основ духовно-нравственного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких.

Формирование здорового образа жизни, как основа духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста В последнее время в духовно-нравственном развитии дошкольников появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял.

Мастер-класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников социального центра младшего школьного возраста» Мастер класс «Методы коррекции и развития учебной деятельности воспитанников младшего школьного возраста» Ведущий мастер- класса: социальный.

Мастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возрастаМастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возраста Мастер-класс:"Пасхальный сувенир" с пошаговыми фотографиями. Предлагаю попробовать создать забавного цыпленка из одноразовой ложки. Такой.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Упражнения по развитию навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка.

Родительское собрание «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Протокол № 1 родительского собрания в средней группе №3 17.01.18 г. Председатель : Сагитова А. Н. Секретарь :Ахтемова Р. А.. Присутствовали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста
Опубликовано: 30 августа 2018 в 10:29
+81Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Юсупова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД