Берковская Наталья Владимировна
Консультация «Сущность мотивации к учебной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция учебной деятельности в психологии выступает в качестве одного из подходов к обучению, который реализует положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. С точки зрения Б. Р. Мандель, что «соотношение процессов учения и развития составляет одну из важных теоретических проблем психологии обучения. Обучение влияет на умственное развитие учащихся, может ускорить прохождение соответствующих этапов этого развития или даже видоизменить их последовательность. В то же время, результат и процесс учебной деятельности зависят от уже достигнутого учащимся уровня развития и овладения им приемами умственной деятельности» [23, с. 62].
Темочки:
Д. Б. Эльконин считает, что учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте [33].
Мотивация является одной из главных направляющих сил человеческого поведения, источником жизненной энергии. Учебная мотивация выступает в качестве процесса, создающего и поддерживающего усилия, которые направлены на выполнение учебной деятельности. «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения», – писал известный психолог П. Я. Гальперин.
Одной из актуальных задач, встающих перед образовательной практикой, является проблема мотивирования учеников к освоению учебного содержания в предметных областях. Педагоги отмечают отсутствие мотивов у школьников как основную причину низкого уровня образовательных результатов.
В трудах современных исследователей из различных областей науки (педагогики, психологии, философии) по проблеме мотивационной сферы имеются неоднозначные выводы по причине многоаспектности проблемы, то есть аспектам, по которым мнение их идентично. В качестве одного из них выступает обобщение, что «основными побудителями многообразной деятельности человека являются внутренние факторы – ценностные ориентации, убеждения, потребности, интересы, желания, ожидания и т. д. ; а также внешние факторы окружающей среды – политические, социальные, экономические и т. д. Если эти факторы совпадают, то человек способен испытывать потребность, связанную с осуществлением возникающих целей, может проявляться убежденность и некая положительная одержимость. Борьба мотивов приводит не только к бездействию или отстаиванию собственных ценностей, но и к негативному психологическому состоянию, которое вызвано действиями противоречащими внутренним убеждениям человека» [5, с. 12].
Тенденция становления личности призвана формировать культуру мотивационной сферы человека с учетом принципа свободы выбора, деятельности, идеологии. Здоровая мотивационная сфера личности является основой здоровой среды общества в целом.
Для понимания проблемы целесообразно разобрать соотношение категорий «мотив» и «потребность». Наиболее полно данный вопрос решен А. Н. Леонтьевым, который считал, что «за мотивом всегда скрывается проблема потребностей, но в понятии «потребность» мотив находится скрыто. Потребность есть предпосылка деятельности, но сама по себе она не придает деятельности определенную направленность. Реальная же направленность деятельности (на выбор трудного или легкого, нового или известного, познания или получения результата) вызывается предметом, отвечающим потребности, то есть мотивом. Мотивы обусловлены потребностями человека» [19, с. 221].
По определению А. Н. Леонтьева, «всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве» [20, с. 94]. То есть существующие (проактивные) потребности формируют мотивы, которые побуждают человека к определенной деятельности. На основании этого традиционно формируется упрощенная схема внутренней мотивации через потребности.
Очевидным является то, что мотивация через потребности имеет свои сложности, так как потребности каждого человека индивидуальны. Эта индивидуальность вторичных (высших) потребностей человека определяется его ранее приобретенным опытом. Кроме того, одни и те же потребности у разных людей могут формировать совершенно разные мотивы. При необходимости активизации этих разных мотивов, соответственно, потребуется применение разных инструментов мотивации в качестве катализаторов.
Е. П. Ильин отмечает, что «огромное количество публикаций по проблеме мотивации и мотивов связано с практической ее неразрешимостью, обусловлено многообразием мнений и точек зрения на эти явления. Общей чертой всех существующих мотивационных теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом». По мнению Е. П. Ильина, «все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм» [11, с. 42].