Ирина Рыжих
Сущность, истоки и эволюция идеи «воспитывающего обучения» в истории педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Идея воспитывающего обучения происходит своими корнями из античной педагогики. Ее развитие подвергалось влиянию в различные исторические периоды у разных народов. У них были свои представления об идеальном человеке, с его нравственными, интеллектуальными, физическими и другими качествами. Благодаря стремлению к комплексному развитию всех этих качеств, создавались плодотворные условия для воспитывающего обучения.
Публикация «Сущность, истоки и эволюция идеи „воспитывающего обучения“ в истории педагогики» размещена в разделах
На протяжении всей истории образования прослеживается с разной степенью выраженности тенденция обучению воспитывающего характера. К идее воспитывающего обучения обращались в Византии и Древней Греции, так же было присуще педагогике эпох Просвещения и Возрождения. В период становления педагогики, разработкой ее научных основ занимались К. А. Гельвеций, Я. А. Каменский, А. Дистервег, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.
Однако осмысление идеи в научном виде находится в приоритете у немецкого педагога И. Ф. Гербарта. Он впервые употребил и сам термин «воспитывающее обучение».
В своем сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», Гербарт изложил сущность воспитывающего обучения. За весь период наблюдения за детьми, педагог пришел к выводу о том, что с помощь целенаправленного обучения можно развивать не только ум учащихся, но и их внутренний мир личности, то есть осуществить функцию воспитания. Гербарт выделял в образовании профессиональную и общечеловеческую (общую) составляющие, и в соответствии с этим классифицировал обучение на «не воспитательное и воспитательное» [4, с. 144-146].
Если рассматривать воспитывающее обучение в технологическом плане, то его суть заключается в том, чтобы при сообщении учащимся различных научных сведений, педагог при этом передавал им необходимую направленность, благодаря которой формировались важные социальные, нравственные, мировоззренческие и другие установки. Благодаря педагогическим воззрениям И. Ф. Гербарта и его последователей, сформировались теоретические основы для разработки базирующихся на взаимосвязи воспитания и обучения в педагогической системе.
Традиционно, идею воспитывающего обучения связывают с проблемой взаимодействия обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. При исследовании образовательного процесса на рубеже XIX–XX веков, педагоги В. П. Вахтереов, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев выделяли общее стремлении в формировании у ребенка образа чувств, мыслей, действий индивида, поступков. А если образование рассматривается как некий результат придания человеку «образа», то оно является показателем отражения в конкретной личности национальной или общечеловеческой культуры в определенном времени. Следуя из этого педагоги полагали, что взаимодействие обучения и воспитания является необходимым условием для развития целостной личности [11, с. 48-50].
В 60-е годы XIX в. вопросами в сфере воспитывающего обучения занимались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский. Занимаясь целенаправленными научными разработками педагоги параллельно занимались внедрением отдельных элементов воспитывающего обучения в образовательную практику.
В разработку теорий о воспитывающем обучении существенный вклад внес М. М. Рубинштейн, который использовал в своих целях современные достижения в областях физиологии, социологии, психологии и гигиены. Следуя его мнению, педагогика должна рассматривать человека с четырех сторон: как индивидуальную, социальную, культурную и природную личность. «Воспитание и обучение должны быть неразрывными, а средства педагоги обязаны оправдывать себя одновременно с двух этих точек». Когда «воспитание перестанет быть простым вскармливание», тогда обучение станет воспитывающим [20, с. 71].
Так же существенный вклад в развитие представлений о воспитывающем обучении внесли : П. Д. Юркевич, который исследовал влияние учебного содержания предметов на развитие нравственных качеств личности; С. С. Гогоцкий, который считал, что главная цель обучения это развитие у учащихся способности и воли к познаниям, так как это является главным инструментом в совершенствовании человека.
Одним из великих педагогов К. Н. Вентцелем был созданы новые типы учебно-воспитательных учреждений, такие как «Родительский клуб», «Общество образцовых детских игрушек», где полностью весь учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы развивать в ребенке его дремлющие творческие силы, на основе любознательности [24]. Большая ценность в деятельности Вентцеля состоит в том, что он смог привлечь внимание педагогической общности к своей главной идее, что ребенок – это творческая индивидуальность, которая своими усилиями, но с активной помощью взрослых становится личностью.
Таким образом, конец XIX в. – начало XX в. является одним из плодотворных этапов для научного осмысления различных проблем воспитывающего обучения. Идея воспитывающего обучения стала упорно проникать в народную школу, где сразу находил себе единомышленников.
Современная педагогика вобрала в себя все положительные моменты, полученные в ходе своего развития. Если раньше педагогика была направлена в основном на обезличивание масс, то сейчас, стремится к выделению каждого человека, способствует становлению его как личности.
Начало XXI века – это время глобальных изменений, особенно в сфере образования. Именно современное школьное образование нацелено на то, чтобы воспитывать в человеке активную, свободную и творческую личность, способную осознавать ответственность перед окружающим миром и жить с ним в гармонии.