Наталья Жуковская
Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение является необходимым условием почти всякой умствен-ной деятельности. Оно тесно связанно с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимна: с одной стороны, воображение за-висит от качества сформированное восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для об-разных действий.
Публикация «Сущность и специфика воображения у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В психологической и педагогической литературе есть исследования, раскрывающие различные проблемы воображения детей с нормальным и аномальным темпом развития. В их числе фундаментальные теоретические исследования и практические работы, в которых даны конкретные рекоменда-ции для развития воображения детей дошкольного и школьного возраста (напр., Е. А. Екжанова, В. П. Ермаков, А. Г. Литвак, М. М. Нудельман, Е. Г. Речитская, С. К. Сиволапов и др.).
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психи-ческого развития. Феномен задержки психического развития (далее – ЗПР) исследован Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Термин «за-держка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой. В новейшей спе-циальной психологии дети с ЗПР изучаются с позиции дизонтогенеза (Н. Ю. Борякова, А. П. Маршалкин и др.). У детей с задержкой психического развития формирование воображения идёт на неблагоприятной почве, отли-чается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из-за органических или функциональных нарушений, имевших место, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов па-мяти, восприятии, страдают целостность создания образа, речь не выполняет своей регулирующей функции. У большинства детей имеются недостатки зри-тельно-двигательной координации, узость объёма восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении. Детям с ЗПР требуется боль-ше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения ин-струкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют включения вооб-ражения на материале и не вызывают непосредственного интереса.
Особое значение в младшем школьном возрасте приобретает ведущая учебная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.). Однако, как известно, одним из средств активизации учебно-познавательного процесса в младшем школьном возрасте является игра (игровая деятельность). С. Л. Рубинштейн говорил об особой роли игры в обучении школьника, когда происходит развитие не только способностей ре-бёнка, но самой деятельности. Это – принципиальное положение, поскольку учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельно-сти школьников (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, что определяет специфику воспи-тательно-образовательного воздействия со стороны педагога на процессы и результаты развития личности учащегося. Использованию игры в рамках внеучебной деятельности посвящены исследования С. Ю. Кондратьевой, И. Ю. Кулагиной, В. Ф. Мачихиной, Г. Д. Никандровой, однако специфика ра-боты с детьми с задержкой психического развития освещена явно недостаточ-но.
Таким образом, вопросы, связанные с проблемами формирования и раз-вития воображения у детей с задержкой психического развития во внеучебной деятельности, недостаточно разработаны, и особую актуальность приобретает изучение особенностей коррекции и развития воображения у детей с ЗПР в этой деятельности в условиях игры.
Цель: выявить средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развива-ющих игр во внеурочной деятельности.
Объект: воображение у детей с задержкой психического развития.
Предмет: развивающие игры как фактор развития и коррекции вообра-жения у детей с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Определить сущность и специфику воображения у детей с задержкой психического развития.
2. Охарактеризовать специфику развивающих игр для детей с задержкой психического развития.
3. Выделить средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развива-ющих игр во внеурочной деятельности.
4. Провести эмпирическое исследование по развитию и коррекции во-ображения у детей с задержкой психического развития посредством примене-ния развивающих игр во внеурочной деятельности.
Гипотеза: средства и условия развития и коррекции воображения у де-тей с задержкой психического развития посредством применения развиваю-щих игр во внеурочной деятельности можно представить в виде двух блоков – общего и специального психолого-педагогического.
Методы, используемые в работе: теоретический анализ литературы по проблеме развития воображения у детей с задержкой психического развития; формирующий эксперимент по развитию и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности; сравнительно-сопоставительный метод, метод наблюдения и анализа документов; моделирование; методы математико-статистической обработки результатов.