Южбабенко Снежана
Ступени адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет "Ступени адаптации"
Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Три фазы адаптационного процесса:
Публикация «Ступени адаптации» размещена в разделах
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Ступеньки адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ
1. Расширяем круг общения
Учиться налаживать контакты с окружающими людьми.
2. Вторая ступенька в социум.
Круг знакомых ширится, появляются первые дружеские симпатии. Родители вместе со своими чадами должны ходить друг к другу в гости.
За день-два начните разговор с малышом, подготовьте его к приходу в группу. Скажите, что вы мечтаете показать ему детский сад, где интересно живется всем детям.
3. Еще шажок - в группу
Теперь можно уже усложнить задачу: вводить ребенка в помещение групповой комнаты.
Воспитатель встречает маму и малыша на пороге групповой комнаты: "Снимай обувь, а я тебе подарю красивый шкафчик". Малыша пугает огромная площадь групповой комнаты. Успокойте малыша. Садитесь вдвоем на стульчики недалеко от порога. Если ребенок попросит вас уйти, не задерживайте его.
4. Первые самостоятельные решения
Услышав, что воспитатель готовит всем детям утром сюрприз, мама обращается к ребенку: "Давай попросимся и мы завтра прийти с утра. Увидим, какой сюрприз приготовила воспитатель".
Мама с малышом приходят в группу перед показом кукольного театра. Теперь уже ребенок сам свободно передвигается по группе, знает места хранения игрового материала. По утрам торопит маму: "Быстрее, а то без нас. " и т. д.
5. Первые часы без мамы
С вечера мама озабоченно рассказывает, что у нее много неотложных дел и просит малыша помочь ей: остаться с воспитателем некоторое время. Родитель договаривается с малышом, что после прогулки он сразу же уйдет домой. Такая схема может быть задействована на несколько дней. Самое главное - не обмануть ожидания малыша.
Через несколько дней ребенок начинает понимать, что такая ситуация почему-то затягивается, вместо "хочу" он слышит "надо" и начинает выражать недовольство. Но у малыша уже завязываются какие-то первые контакты с детьми. Поэтому можно убедить ребенка: "Если ты завтра не пойдешь, то расстроишь Сережу. Ведь ты обещал ему показать свою новую гоночную машину!"
6. Обед без мамы
Следующая ступенька - приучить ребенка обедать в детском саду.
Ребенок упирается, но так вкусно пахнет. Место ему определяется ближе к выходу, два шага - и ты уже за дверью. Через день-два воспитатель убеждает: "Пока мамы нет, поешь. Придет, сразу уйдешь!" Мама появляется на пороге и спокойно говорит: "Хорошо, что ты здесь поешь. Дома я не успела приготовить обед, спешила за тобой. " Ребенок доедает, постоянно оглядываясь на маму.
7. Сон
Особое внимание нужно уделять сну малыша во время адаптации. Воспитателям понятно, когда малыш только что безудержно рыдал - и вдруг замолк, уснул, уткнувшись в ее халат. Всего несколько минут - он открывает глаза и снова плачет. Что произошло? Ослаб организм от перенапряжения - и тут же наступил сон.
Выделяют три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:
а) творческий стиль- ребенок старается изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;
б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, принимая все требования окружающей среды;
в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.
Как уход из садика домой может рассказать о чувствах ребенка.
Первая ситуация: "Меня моя дочь удивляет: утром она устраивает сцены, что не хочет идти в садик, а вечером, когда я прихожу ее забирать домой, она меня просто не замечает. Продолжает играть, болтает со своими девочками! Я ее зову, жду, разговариваю с воспитателем - в общем, минут сорок проходит, пока мы выйдем на улицу. А утром опять: "Не хочу!"
Вторая ситуация: "Мне кажется, что моего сына в садике обижают. Нет, он об этом не говорит. Даже идет утром в садик с удовольствием, игрушки какие-то собирает, меня торопит, чтобы не опоздать, а то "Воспитатель ругается" - в общем, все как бы хорошо. Но ведь когда я прихожу за ним вечером, он сразу за меня хватается, тянет уходить, не дает ни с кем поговорить, иногда даже плачет, если я хочу задержаться, о чем-то спросить воспитателя. Я его спрашиваю: "Тебя кто-то обидел?" - он говорит "нет", у воспитательницы спрашиваю, что случилось, она говорит, что все было нормально. Но ведь ЧТО-ТО происходит!"
Встреча ребенка с мамой после разлуки о многом может рассказать. Действительно, и родители, и воспитатели, и психологи давно заметили, что дети делятся условно на три группы. Встреча одних с мамой очень похожа на первую ситуацию, встреча других - на вторую. А вот третьи, увидев, что за ними пришла мама, подбегают к ней, здороваются, потом бегут попрощаться со всеми или положить на место игрушки, возвращаются к маме, одеваются и т. д.
Конечно, третья ситуация гораздо удобнее и приятнее. Такое развитие событий говорит о том, что ребенок уже вполне адаптировался к садику, новым друзьям и порядкам.
Так что же происходит с малышом, не желающим покидать садик или жалующимся маме на несуществующие обиды.
Дело в том, что готовность малыша к расставанию с мамой заключается не только в его понимании, что вокруг будут добрые люди и интересные игрушки. Главное в этой готовности - это сохранение представления о маме в своей душе.
Рассмотрим первую ситуацию. Ребенок не "не замечает" маму, он хорошо знает, что она пришла. Но он не знает, какое у нее настроение, как прошел ее день, рада она ему или чем-то озабочена и не думает о нем.
Вот чем занимается малыш, когда "не хочет" уходить из садика! Он знакомится с мамой!
Если мама много работает, устает, волнуется из-за работы или других "взрослых" дел и ее озабоченность и переживания часто видит малыш, он может встречать ее так, как описывается во второй ситуации. Его никто не обидел в садике! Просто он очень переживает, не обидел ли кто-то маму, пока ЕГО не было рядом с ней! Именно поэтому, увидев маму, он крепко-крепко держит ее, как бы говоря: "Никому тебя не отдам!"
Показателями окончания адаптационного периода являются:
-спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
-уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
-умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
-желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
-спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
-спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Составитель:
Педагог-психолог
Резник С. А.