Вера Карабчук
Студия телевидения «Теледоша» в ДОУ как система всестороннего развития и коммуникативного совершенствования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительные занятия с детьми 5-7 лет в рамках проекта «Теледоша» имеет психолого - социально - педагогическую значимость. Она позволяет детям успешно справляться с собственной тревожностью и страхами, что способствует более быстрому и успешному усвоению новой информации, расширению границ знаний о профессиях телевидения, развитию психических процессов,коммуникации, эмоционально - волевой сферы, успешной учебной мотивации.
Публикация «Студия телевидения „Теледоша“ в ДОУ как система всестороннего развития и коммуникативного совершенствования детей» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
В современном обществе ребенок должен быть социально адаптирован, раскрепощен в общении, уметь отстаивать свою позицию.
Система работы педагога – психолога в данном проекте:
1). Результат диагностики детей, участников проекта «Теледоша»
Обследование (первичное) проводилось с детьми - 5-6 лет
Обследовано – 11 детей
Период с 11.09. 18 по 01.10 18
При обследовании был использован пакет методик:
а. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфиловой);
Цель: исследование эмоционально – личностной сферы, наличие агрессивности, ее направленности и интенсивности.
б. Методика «Страхи в домиках» (М. А. Панфиловой);
Цель: выявление различных детских страхов, помощь детям в их преодолении.
в. Методика «Лесенка»;
Цель: исследования самооценки ребенка.
г. Методика обследования активного словаря старшего дошкольного возраста (Филичева Т. Б., Чавелева Н. А., Чиркина Г. В.);
Цель: определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребенка.
д. Словестно - логическое мышление (Р. Амтхауэра);
Цель: исследование мышления, способности ребенка делать умозаключения по аналогии, умение объединять предметы и явления по существенным признакам, способности классифицироват
Обследование проводилось индивидуально.
Детальный анализ результатов обследования выявляет:
- на начало учебного года выявлен хороший уровень детской самооценки В. У. - 8 детей (73 %, С. У. - 3 ребенка (27 %);
- хорошее наполнение активного словаря детей С. У. – 11 детей (100 %);
- хорошая способность детей делать умозаключения: по аналогии, умение объединять предметы и явления по существенным признакам, способности классифицировать В. У. - 1 ребенок (9 %,С. У. – 8 детей (73 %).
Важно обратить внимание воспитателей и родителей на наличие высокого уровня агрессивности В. У. - 7детей (64 %, С. У. - 2 ребенка (18 %, причем агрессия может не проявляться в открытой форме, она может быть направленна на себя или быть вербальной. Так же опасение вызывает наличие: детской тревожности В. У. - 5 (46 %, С - 2 (18 %) и детских страхов В. У. – 1ребенок (9 %) - (19 страхов, С. У. - 8 (73 %). Все это не способствует развитию хорошей коммуникации у детей.
2). Педагог - психолог организовал и провел 28 занятий по подгруппам (с 16.10.2018 по 28.03.2019). С периодичностью два раза в неделю (вторник, четверг, во 2 половину дня после полдника. Время занятий 30 минут.
Цель занятий: гармонизация внутреннего эмоционального состояния детей посредством специально созданной развивающей предметно - пространственной среды
Задачи:
Снятие тревожности детей через использование оборудования сенсорной комнаты, различных приемов терапии;
Развитие у детей :
• психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
• познавательных способностей;
• коммуникативных навыков;
• учебной мотивации.
Организованные занятия были построены в игровой форме по принципу: «От простого - к сложному!» Специально созданная развивающая предметно - пространственная среда в кабинете педагога – психолога, различные игры и виды терапии способствовали быстрому снятию детской тревожности и страхов, стабилизировали эмоционально – волевую сферу, развивали психические процессы, поэтому шло быстрое усвоение нового материала, формировались познавательные способности, повышалась учебная мотивация. Так же дети знакомились с профессиями через просмотр видеороликов, что способствовало развитию профессиональных навыков работников телевидения, формированию коммуникативных навыков : умение открыто, безбоязненно общаться с другими людьми, брать интервью, рассуждать, анализировать, делать выводы. Постепенно формировалась познавательная и учебная деятельность. Через специально созданные различные методы и приемы дети знакомились с профессиональными качествами работников телевидения : ответственный, внимательный, думающий, умеющий управлять своими эмоциями, общительный, воспитанный, доброжелательный, открытый для всего нового и интересного, умеющий видеть тех, кто рядом, способный считаться с мнением другого, активный, инициативный, смелый.
Так же в структуру занятий входила работа с пособиями В. В. Воскобовича: «Фиолетовый лес», «Елочка», «Мини - ларчик». Где дети путешествовали, становились действующими лицами событий, «проживали» приключения, преодолевали препятствия, добивались успехов. Через вышеперечисленные пособия В. В. Воскобовича дети знакомились: с новым учебным материалом, учились отвечать на вопросы, выполняли задания, шло активное развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, речи, воображения.
В занятия были включены коммуникативные игры.
Все вышеперечисленное способствовало хорошему коммуникативному развитию. Дети стали более открытыми, общительными, доброжелательными, начали активно взаимодействовать друг с другом, уступать, видеть тех, кто рядом.
В процессе работы выявлены проблемы по организации и проведению занятий «Теледоша» :
• набор детей в кружок «Теледоша» должен проводиться по желанию детей с учетом индивидуализации;
• низкий уровень посещения детьми занятий (в связи с пропусками);
• загруженность детей дополнительными мероприятиями и занятиями.