Юлия Наливайко
Структура мониторинга социализации обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мамоновская средняя общеобразовательная школа
Маслянинского района Новосибирской области
Структура мониторинга социализации обучающихся с ОВЗ
Критериями эффективности социализации обучающихся с ОВЗ является динамика основных показателей обучения, воспитания и социализации обучающихся.
Публикация «Структура мониторинга социализации обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Мониторинг
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. Динамика успеваемости обучающихся с ОВЗ.
2. Динамика создания образовательных условий.
3. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
4. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
5. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
1. Группа критериев, указывающих на динамику количественной и качественной успеваемости обучающихся, и создании образовательных условий.
N
п/п Наименование показателя Индикаторы
2019 2020
1 2 3 4
1. Абсолютная успеваемость.
2. Качественная успеваемость по предметам
3. Доля обучающихся, подтвердивших годовую отметку отметкой ВПР по предметам.
2. Доля обучающихся, получивших аттестат
3. Доля обучающихся, подтвердивших свои оценки на ГВЭ
4. Доля обучающихся, сдавших проекты по уровням
5. Доля обучающихся, принимавших участие во ВСоШ
6. Доля обучающихся, участвовавших в олимпиадах разной направленности
7. Доля обучающихся, реализующих дистанционное обучение
7. Доля обучающихся, принимающих участие в ученической исследовательской деятельности
8. Доля школьников, принимающих участие в научно-практических конференциях, исследовательских работах, к общему количеству школьников
9. Удовлетворение потребности обучающихся в организации урочной деятельности
2. Группа критериев, указывающих на динамику создания образовательных условий.
N
п/п Наименование показателя Индикаторы
2019 2020
1 2 3 4
10. Доля обучающихся с ОВЗ, для которых созданы специальные образовательные условия
11. Доля обучающихся, посещающих коррекционные курсы
12. Количество коррекционных курсов, предоставляемых ОО
13. Доля обучающихся с ОВЗ с положительной, неустойчивой, неизменяемой, отрицательной динамикой развития
14. Количество заседаний ППк ОО
15. Количество, проведенных обследований
16. Количество, выданных рекомендаций
17. Удовлетворение потребности обучающихся и родителей в создании специальных условий
3. Группа критериев, указывающих на динамику развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
N
п/п Наименование показателя Индикаторы
2019 2020
1 2 3 4
4. Процент охвата обучающихся дополнительным образованием
3. Удовлетворение потребности обучающихся в организации
внеурочной деятельности
4. Доля школьников, принимающих активное участие в работе
историко-патриотических объединений и т. п.
5. Доля школьников, принимающих активное участие в работе
музыкальных и художественно-театральных объединениях (от общего количества школьников)
6. Доля школьников, принимающих активное участие в работе
детских общественных объединений и органов ученического самоуправления, к общему количеству школьников
8. Доля школьников, принимающих участие в волонтерских
объединения, благотворительных акциях, к общему количеству
8. Доля школьников, реализующих социальные проекты в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнерами, к общему количеству обучающихся
9. Доля школьников, принимающих участие в реализации
программы по формированию культуры здорового образа
жизни, к общему количеству
18. Доля подростков, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству школьников
10. Доля школьников, посещающих школьные
спортивные клубы и секции, к общему количеству
11. Доля школьников, совершивших правонарушения и стоящих на учете, по отношению к общему количеству школьников
12. Доля подростков, принимающих участие в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, по отношению к общему количеству школьников
Для выявления результатов воспитания и социализации обучающихся предлагаются критерии оценки уровней их сформированности, условно представленные как: Знания – Опыт деятельности – Умения.
Уровни сформированности результатов воспитания и социализации обучающихся.
Первый уровень указывает на наличие знаний, обозначенных в Программе; понимание собственной причастности к культуре своего народа, ответственности за судьбу Отечества; способность к осмыслению собственной социальной самоидентификации и своей роли в настоящей и будущей общественной деятельности; понимание необходимости вести здоровый и безопасный образ жизни и беречь окружающий мир.
Второй уровень предполагает, что обучающийся ясно осознает, что нравственность проявляется в поведении человека и его отношении с окружающими людьми; осваивает определённый социальный и культурный опыт и базовые национальные ценности своего народа в культурных и социальных практиках в соответствии с требованиями к личностному развитию и социализации; способен оценивать собственное физическое, психологическое и социальное здоровье,
Третий уровень свидетельствует о том, что у подростка сформированы потребности к саморазвитию и совершенствованию; реагировать на явления безответственного, асоциального поведения окружающих, избегать вредных привычек и проявлять готовность улучшать экологическое состояние окружающей среды;
умения оценивать свои поступки (в том числе и речевые) согласно совести и с позиции норм морали; определить собственную роль как гражданина в развитии и процветании своего народа, края, страны; осуществлять самоанализ собственных поступков и действий; оценивать эстетические объекты в искусстве и действительности;
проявлены конкретные поступки, предполагающие нравственный выбор согласно голосу совести, моральным законам, этикетным нормам собственная инициатива и активное участие в различных формах социально-культурной деятельности; достаточно устойчивая ориентация на здоровый образ жизни, безопасную жизнедеятельность, социальную самоидентификацию и контроль над собственными действиями.
Группы критериев, определяющих уровни воспитанности и социализации :
• Любовь к Родине, своему народу. Самоидентификация.
• Признание ценности толерантности и уникальности каждого человека. Социальные и межличностные отношения.
• Участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;
• Соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении.
• Самопознание, самоконтроль, самосовершенствование. Активность и скромность.
• Готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
• Здоровый и безопасный образ жизни и спорт.
• Эстетическая культура.
• Семейные ценности.
• Экологическая культура и безопасность.
4. Группа критериев, указывающих на динамику (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
N
п/п Наименование показателя Индикаторы
2019 2020
1 2 3 4
1. Укомплектованность ОО педагогическими кадрами по
воспитательной работе
2. Доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, к общему количеству педагогических работников
3. Доля педагогов, разработавших и реализующих программу развития исследовательской, творческой и конструктивной самореализации школьников, к общему количеству
4. Доля педагогов, которые разрабатывают и реализуют программы и проекты по использованию в воспитательном процессе культурного потенциала НСО, к общему количеству
6. Доля педагогических работников, повысивших
квалификацию по направлению "Воспитание школьников",
к общему количеству педагогических работников
7. Доля педагогических работников, эффективно
использующих современные воспитательные технологии (в
том числе информационно-коммуникационные технологии,
к общему количеству педагогических работников ОО
9. Доля педагогических работников, реализующих
авторские программы дополнительного образования
детей, к общему количеству педагогических работников
10. Доля педагогических работников, принимающих участие в организации и проведении научных конференций по
вопросам воспитания гражданственности и
патриотизма к общему количеству педагогических работников
11. Удовлетворенность педагогических работников ОО
качеством научно-методического сопровождения
воспитательного процесса
5. Группа критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
N
п/п Наименование показателя Индикаторы
2019 2020
1 2 3 4
1. Доля семей, активно участвующих в работе ОО, к общей численности семей
2. Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы
классных руководителей, к общему числу семей
3. Удовлетворенность родителей (семей) качеством работы
системы психолого-педагогического сопровождения
школьников, к общему числу семей
5. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов и пр.)
6. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении спортивных мероприятиях
7. Доля семей, принимающих участие в организации и проведении фестивалей и конкурсов семейного творчества, культурно-досуговых акциях,
Изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Причины инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся :
• несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности,
• формальное отношение со стороны преподавателей;
• неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении.