МААМ-картинки

Консультация «Структура и типология семей»

Саида Гулиева
Консультация «Структура и типология семей»

Семья — это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Эти стереотипы создают структуру семьи, определяющую функционирование ее членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую межличностные контакты между ними. Та или иная жизнеспособная структура семьи довольно значима как для полноценного выполнения главных ее функций, так и для решения личностно значимых задач — поддерживать индивидуальность, создавая в то же время ощущение принадлежности к целому.

Публикация «Консультация „Структура и типология семей“» размещена в разделах

Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско-родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).

оторой забота о состоянии здоровья приобретает характер особо значимой деятельности, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость удержать ребенка в семье приводит к дискредитации общественных ценностей, к обесцениванию общения ребенка, его друзей и предпочитаемых форм проведения свободного времени. Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей — характерные признаки отношения к детям в семьях «санаторного» типа.

Такие родительские позиции зачастую приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы ребенка, при которой возникают невротические срывы, эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей, особенно в подростковом возрасте, усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи.

4. Семья-«крепость» : в основе таких союзов лежат представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и людях как носителях зла. Часто такие представления подкрепляются необходимостью вывода негативных эмоций, возникающих в семье, за ее пределы. В подобных случаях взаимно враждебные импульсы переносятся на внешний мир в целом: на отдельных лиц, на группы людей, на те или иные формы мировоззрения. У супругов возникает выраженное усиление чувства «мы». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, естественно скрепляющих семью.

Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из родителей, вся семейная жизнь жестко регламентирована и подчинена определенным целям, закостенелая фиксация определенных семейных ролей создает видимость внутрисемейной солидарности, хотя эмоциональная атмосфера внутри семьи лишена естественной теплоты и непосредственности.

Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется, необходимость ограничения связей вне семьи приводит к жесткой фиксации всевозможных ограничений, к предписанию выполнения жестких правил, которые декларативно объясняются необходимостью заботы о будущем ребенке. Встречаются семьи, в которых духовное безразличие к ребенку, черствость одного из деспотов-родителей неудачно компенсируется чрезмерной опекой и мелочной заботливостью другого. Однако необходимость скрепления семьи со стороны подчиненного родителя делает опеку непоследовательной, лишает отношения эмоциональной открытости и искренности.

Любовь к ребенку все более приобретает условный характер, ребенок любим только тогда, когда оправдывает возложенные на него семейным кругом требования. Родители любят не столько самого ребенка, сколько порождаемый семейными позициями навязываемый ребенку образ Я. Воспитание приобретает черты предопределенности, родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Подобная семейная атмосфера и тип воспитания приводят к повышению неуверенности ребенка в себе, к безынициативности, иногда усиливают реакции протеста и провоцируют поведение по типу упрямства и негативизма. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. Семья по типу «крепости» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, социальным окружением и собственным опытом ребенка.

5. Семья-«театр» : такие семьи удерживают стабильность путем специфического «театрального» образа жизни. В центре внимания такой семьи всегда заключены игра и эффект. Как правило, один из супругов в подобных семьях испытывает острую потребность в признании, постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро переживает дефицит любви.

Весь сконструированный семьей сценарий бессознательно служит защитой от осознания иллюзорности былых представлений, невыполненных желаний, не оправдавшихся в брачном союзе ожиданий. «Семейный театр» призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию.

В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и также быстро забываются. Демонстрируемая посторонним любовь и забота о ребенке не спасает от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, а выполнение ими своих родительских обязанностей — лишь формальная необходимость, навязываемая социальными нормами. Часто в «семейном театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяется обеспечением особых улучшенных материальных условий.

В театрализованном образе жизни семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.

6. Семья «третий лишний». Такой тип семьи возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимодействия составляет особую значимость, а необходимость принимать на себя родительские роли бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Так бывает при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их личностного развития к выполнению родительских функций. Вследствие этого возникает стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия.

Часто в контактах с ребенком родители склонны внушать детям чувство неполноценности, без конца фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах. Воспитание детей в подобных ситуациях приводит к формированию неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, детям свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей. Возникшая зависимость тяготит взрослых, провоцируя усиление скрытого отвержения. В таких семьях у детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят даже временное разлучение с ними, плохо адаптируются в детских коллективах.

7. «Семья с кумиром» : этот тип довольно распространен. Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира» тогда, когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения и забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Ребенок оказывается центром семьи, становится объектом повышенного внимания и опеки, завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и мнимые достоинства.

Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению самостоятельности, чему в значительной степени способствует бессознательная тенденция замедлить взросление ребенка, поскольку уменьшение опеки угрожает разрыву семейной группы. Ребенок воспитывается в условиях изнеженности, затасканности, всеобщего восхищения и умиления. При таком воспитании дети становятся несамостоятельными, утрачивается активность, ослабляются побуждения. Вместе с этим возрастает потребность в позитивных оценках, детям недостает любви; столкновения с внешним миром, общение со сверстниками, где ребенок не получает желаемых высоких оценок, становятся источником все новых и новых переживаний. Требование признания любой ценой порождает демонстративный стиль поведения. Критическое осознание собственных личностных качеств заменяется негативными оценками других, ощущением несправедливости и жестокости окружающих.

8. Семья-«маскарад». Строя свою жизнь вокруг по-разному понимаемых ценностей, служа разным богам, родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание приобретает черты непоследовательности, и мир для ребенка предстает разными, подчас противоречивыми сторонами. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, например повышенная требовательность отца при чрезмерной опеке и всепрощении матери, вызывает растерянность ребенка и расщепление его самооценки. Завышенные притязания, сочетаясь с недостаточной способностью к волевым усилиям, порождают внутренний конфликт и постоянную неудовлетворенность собой и окружающими.

Описанные формы семейного неблагополучия являются довольно распространенными в нашем обществе. Их деструктивное влияние на развитие личности не только ребенка, но и взрослых, очевидно.

С точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних детей Ф. С. Маховым выделено три основных группы семей. Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми членами семьи и низкой общественной активностью родителей как в сфере рабочего (служебного, так и сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные семейные скандалы приводят эти семьи к фактическому распаду. «Мужское» и «женское» воспитание в них отличается крайними негативными проявлениями: жестокостью и распущенностью, грубостью и цинизмом.

Ко второй группе отнесены семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой (производственной, служебной) активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядоченной из-за служебной или вечной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Внешне урегулированные отношения в этих семьях поддерживаются убежденностью родителей в необходимости сохранения семьи ради каких-то меркантильных или престижных соображений. Дети в подобных семьях нередко испытывают дефицит родительской любви, ласки и внимания. Особенно безнадзорными и невоспитанными в таких семьях бывают сыновья, так как их отцы отдают своей «другой» жизни немало сил и времени.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей и их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности. Они заботятся главным образом о своем собственном благополучии, что приводит к формированию эгоизма у детей. В учебном коллективе подростки из таких семей нередко испытывают трудности в общении, отличаются заносчивостью, нетерпимостью к учителям и учащимся. Они часто болезненно переживают успех своих товарищей, остро реагируют на изменение отношений сверстников к ним самим. Мальчиков, как правило, отличает общественная пассивность, а девочек — повышенное внимание к своей внешности и женское тщеславие.

Для всех трех групп «трудных» (неблагополучных) семей, при всем их различии, характерным является отсутствие интереса родителей к внутренней духовной жизни детей.

Среди функционально несостоятельных семей выделяются конфликтные семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами (прежде всего хроническим обострением отношений супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений.

Хотя в целом каждая функционально состоятельная семья может характеризоваться сразу несколькими факторами риска, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, вместе с тем по характеру преобладающих, доминирующих неблагоприятных воздействий, оказываемых семьей как институтом социализации на личность ребенка, можно выделить семьи с так называемым прямым и косвенным десоциализирующим влиянием. Иначе говоря, семьи, где прямо демонстрируются образцы асоциального поведения и антиобщественные ориентации, убеждения родителей; и семьи, которые ведут здоровый образ жизни, позитивно социально ориентированы, но, в связи с различными социально-психологическими затруднениями внутрисемейного характера, утратили свое влияние на детей, не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Такой подход к типологии функционально несостоятельных семей предлагает психолог С. А. Беличева, которая в качестве главного критерия использует характер десоциализирующего влияния, оказываемого семьями на своих детей.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая таким образом институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные и аморально-асоциальные семьи.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Это так называемые конфликтные и педагогически несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в этих семьях зачастую находится под угрозой из-за жестокого обращения, пьяных скандалов, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях). Они очень рано начинают бродяжничать, убегать из дома, отличаются полной социальной незащищенностью как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.

Эти семьи не только социально неблагополучны, но и криминогенно опасны. Вокруг таких семей, как правило, возникают целые компании соседских ребят, которые под влиянием взрослых приобщаются к алкоголю, бродяжничеству, воровству и попрошайничеству, преступной субкультуре.

К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с открытыми стяжательскими установками и интересами, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовным ценностям не придается должного значения, что в конечном итоге может привести к ориентации на удовлетворение примитивных потребностей и постановку низменных целей с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. По отношению к таким родителям и их детям более всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. Однако существенным недостатком методов обратной социализации является их запоздалость, прозрение часто наступает слишком поздно, чтобы что-то существенно изменить в личности ребенка.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Парад курских семей»Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей»Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе»Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе» II этап Фестиваля семей "Мы вместе" Второй этап семей «Мы вместе» проводится в целях: - привлечения к регулярным занятиям физическими.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!»Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планированиеОпыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателяСтруктура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Структура и типология семей»
Опубликовано: 28 апреля 2020 в 19:20
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Структура и типология семей»» (включая файлы) размещена пользователем Саида Гулиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД