Марина Брылунова
Строительные игры в младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель МАДОУ
«Центр развития ребенка- детский сад № 210» г. Перми
Брылунова Марина Николаевна
Строительные игры в младшем дошкольном возрасте.
Строительная игра — это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна : иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы.
Публикация «Строительные игры в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Строительные игры детей — увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются, а иногда и ссорятся, не поделив между собой игрушки, не сумев убедить друг друга в преимуществе своего замысла.
Взаимосвязь с другими видами игр:
Дидактическая игра.
Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в строительных оно включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительной игры. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.
Познание качеств предметов (величины, формы, цвета) осуществляется наиболее успешно в содержательной строительной игре при условии, если развертывание ее и получение результата зависят от выделения этих качеств и осознания их на основе сравнения и отбора деталей, одинаковых по цвету, форме, величине, а иногда отбора контрастных деталей — в зависимости от замысла постройки. В этих сравнениях дети накапливают богатый сенсорный опыт, имеющий важное значение в их интеллектуальном и художественном развитии. Использование деталей строительного материала, отбор их по величине, по форме, цвету, необходимость соразмерять расстояния между частями постройки, находить масштаб постройки в целом и соотносить с ним отдельные части — все это совершенствует зрительное восприятие.
Подвижная игра.
Значителен в этой игре и элемент движения. Сооружение постройки позволяет удовлетворить растущую потребность ребенка в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук. В игре с постройкой дети часто осваивают многие полезные движения. Например, в игре с построенной лодкой изображают гребца и производят движения руками; построив автомашину, заправляют ее бензином, управляют рулем и т. д.
Производимые движения требуют активной деятельности различных мышц. Эта сторона строительных игр сближает их с подвижными играми и содействует развитию физических сил ребенка. Но если в подвижных играх движение является основным содержанием, то в строительной игре движения — естественный процесс созидания.
Сюжетно- ролевая игра.
Детское строительство само по себе носит игровой характер, поэтому мы употребляем понятие «строительная игра». С ролевой игрой ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, его свободное развитие, эмоции радости, сопровождающие игру.
Однако, несмотря на сходные черты, сближающие строительную и ролевую игры, у каждой из них есть свои характерные особенности. Характерным для ролевой игры является то, что в ней практически осваиваются отношения между людьми: мамой и дочкой, доктором и больным. В строительной игре основным является практическое ознакомление со строительной деятельностью человека, подражание ей.
Чаще всего в игровом процессе наблюдается взаимосвязь строительной и ролевой игр. От строительной игры ребенок переходит к сюжетной ролевой игре, а от нее снова нередко возвращается к строительной. В этих взаимосвязях отчетливо выступает детский опыт игры, круг представлений, характер индивидуальных склонностей и интересов дошкольников. Наблюдая эти проявления детей в играх, воспитатель может глубоко изучать индивидуальные склонности и интересы ребенка, что так важно в педагогическом руководстве игрой.
Вопрос о том, какие условия необходимы для того, чтобы строительная игра перешла в сюжетную, в каких случаях педагогически ценно соединение строительных и сюжетных игр, а в каких педагогически целесообразна самостоятельность строительной игры,— эти вопросы представляют большой интерес как для теории, так и для практики руководства игрой.
При переходе строительной игры в сюжетную происходит замена одного типа игры другим. Строительная деятельность уступает место сюжетной, ролевой игре, а постройка помогает реализовать замысел ролевой игры.
Формы организации строительных игр.
Основные строительные умения дети приобретают на занятиях по конструированию; они осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать,— стены дома, крышу, окна, колонны и т. д. На занятиях дети учатся целесообразному использованию строительных деталей, осваивают простейшие способы художественного оформления построек.
В игре открывается возможность применить полученный опыт строительных умений не в простом повторении тех построек, которые были показаны воспитателем на занятиях, а в осуществлении замысла, возникающего у детей под влиянием разнообразных жизненных впечатлений, чтения им книг и т. д.
Организация строительных игр детей с учетом их опыта, полученного на занятиях, позволяет успешно разрешать задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного вкуса.
Освоив на занятиях приемы сооружения элементарных построек, дети в строительных играх создают многообразные варианты тех же построек, получающих в игре другое оформление, приспособленных к конкретным условиям развертывания игры. В этих вариантах построек и зарождаются начала детского творчества, поиски нового решения художественного оформления постройки. Создание новых вариантов построек заставляет ребенка активно и сознательно отбирать детали по их качествам, что повышает культуру восприятия, тонкость дифференцировок, совершенствует глазомер.
Ценные качества могут быть воспитаны у детей в процессе уборки строительного материала после игры : развитие у детей бережного отношения к игрушкам, трудолюбия, умения проявлять усилие, преодолевать трудности, заканчивать начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой.
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.
В строительной игре дети обучаются руководить и подчиняться общим требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы.
В теории и практике дошкольного воспитания долгое время господствовала неправильная точка зрения о руководстве строительными играми детей. Для того чтобы игра развернулась, считалось достаточным внести строительную игрушку и предоставить детям свободно ею пользоваться. Развитие конструктивной игры произойдет якобы само собой, а первые попытки случайного нагромождения материала постепенно превратятся в сложную архитектурно-строительную деятельность.
Однако в практике дошкольного воспитания мы находим ценный опыт руководства строительной игрой. Как наиболее эффективные пути педагогического руководства можно отметить: показывание приемов стройки, обыгрывание построек, вопросы к детям о том, что они хотели бы построить, наблюдение с ними построек в ближайшем окружении и предложение построить то, что наблюдали.
Руководя строительными играми детей младшей группы, очень важно показать, как пользоваться строительным материалом,— это важный путь педагогического руководства на ступени младшего дошкольного возраста, рассчитанный на то, чтобы у детей третьего, четвертого года жизни сложился первоначальный опыт строительной игры. Важнейшим условием развития содержания игры в младшей группе является использование игрушки, которая определяет содержание игр.
В руководстве строительной игрой детей средней и старшей групп необходимо учитывать своеобразие их жизненного опыта. Вновь принятые дети составляют обычно 20—25% общего состава этих групп. Остальные дети пришли в среднюю группу из младшей, в старшую — из средней, в подготовительную — из старшей. Как правило, опыт строительной игры детей, пришедших из предшествующей группы, значительно шире, чем у новичков. Он является важной опорой организации строительных игр в группе.
Строительные формы, используемые в младшем возрасте.
Основная строительная форма — кирпичики; их должно быть большое количество. В дополнение к кирпичикам следует давать брусочки, плоские пластины, соответствующие размеру кирпичиков. Строительный материал должен быть разных размеров.
В среднем возрасте добавляются призмы цилиндр и. т. д.
виды конструкторов.
В младшем и среднем возрасте чаше всего используются деревянные конструктора, а так же конструкторы по типу «Лего», средний и крупный, плоскостные геометрические фигуры и т. д.
Детей увлекает игра с деревянными кубиками, брусочками, пластинам, яркие цвета различной мозаики, объемность и многогранность конструктора «Лего». Безграничная фантазия ребёнка, стремление и возможность сделать своими руками - вот то, что не даёт игре с различным конструктором состариться и исчезнуть в мире новых компьютерных игр.
Мы не знаем, когда возникла идея конструктивных игр, но мы знаем, что конструирование, обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей.