Федорова Наталья
Стрессы в педагогической деятельности их влияние на качество педагогического труда
▼ Скачать + Заказать документы
12.12.2021
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому
становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. Жизнь без стрессов невозможна. Стресс неизбежный спутник жизни человека.
Следует отметить, что профессиональной деятельности без стресса не бывает.
Публикация «Стрессы в педагогической деятельности их влияние на качество педагогического труда» размещена в разделах
Профессия педагога сопряжена с множеством ситуаций, вызывающих стресс. Его работа характеризуется постоянными нервно–эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением. Высокая ответственность, мотивационная и личностная вовлеченность в педагогическую работу, значительное эмоциональное «выкладывание» в общении со школьниками обусловливают стрессогенный характер деятельности как учителя, так и воспитателя.
В практической работе и обыденной жизни педагог часто попадает в состояния, именуемые предстартовыми (они предшествуют какому-либо событию, явлению, способному вызвать стресс). Это открытые уроки, ответственные выступления, напряженный разговор с начальством. Сумасшедший ритм жизни педагога, катастрофическая нехватка времени, избыточный, зачастую негативный, информационный поток выливаются в непрекращающуюся депрессию, хроническую усталость, агрессию, ошибочные решения. Кроме того, стресс может способствовать эмоциональному выгоранию. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.
Понятия стресс и стрессоустойчивость, в изучении профессиональной деятельности педагога, занимают далеко не последнее место. Их более детальное исследование, позволит, в какой-то мере, регулировать факторы, влияющие на психическое здоровье, а соответственно на эффективность педагогической деятельности, уровень образования.
Стрессы – типичное явление в жизнедеятельности педагога и поэтому стрессоустойчивость является профессионально-значимым качеством его личности.
Труд педагога насыщен разного рода напряженными ситуациями, связанными с возможностью возникновения неадекватного эмоционального реагирования. Педагогический стресс носит накопительный характер. При неоднократном повторении или длительности стрессового воздействия эмоциональное возбуждение может принять застойную форму.
К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи педагога возложено множество общественных нагрузок.
К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.
Исследователи А. К. Маркова, Л. М. Митина, М. М. Рыбакова выделяют следующую классификацию напряженных ситуаций педагогической деятельности :
1) ситуация взаимодействия педагога с детьми (аддиктивное и делинкветное поведение со стороны учащихся, конфликтные ситуации, игнорирование требований педагога);
2) ситуации, возникающие во взаимоотношениях с коллегами и администрацией (перегруженность поручениями, конфликты при распределении нагрузки, чрезмерный контроль за учебно-воспитательной работой, непродуманность нововведений в школе и т. д.);
3) ситуации взаимодействия педагога с родителями детей
Разболтанность нервной системы педагога может привести к нервным срывам, что крайне неблагоприятно и для них самих, и для окружающих.
Как разновидностями профессионального стресса Н. В. Самоукина называет информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
Информационный стресс связан с информационными перегрузками, когда в короткие сроки от педагога требуется быстрое осмысление и переработка большого объема сложной информации. Педагог вынужден работать без отдыха и переключения на другие виды деятельности. Усиливает стрессовое напряжение высокая ответственность за последствия принимаемых решений.
Эмоциональные стрессы ( острое переживание негативных эмоций: страха, гнева, сильной тревоги, чрезмерной ответственности и др.) являются следствием неудовлетворенности работой, жесткого психологического прессинга, чрезмерного контроля, отсутствия самостоятельности и свободы в принятии решений.
Коммуникативные стрессы педагог испытывает в различных конфликтных ситуациях в общении с детьми, их родителями, с коллегами и руководством школы.
Стресс усиливается, если педагог испытывает нехватку профессиональных знаний и ощущает несоответствие своего характера, личностных особенностей требованиям профессии и социальным ожиданиям родителей, коллег, руководства школы.
Профессия педагога в настоящее время более феминизирована, поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей. Кроме того, низкая оплата труда и относительно низкий социальный статус также представляют собой факторы, способствующие выгоранию.
«Синдром эмоционального выгорания» (термин появился в середине 70-х годов 20 века в результате исследований Х. Дж. Фрейденберга, рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.
По данным Морозовой Н. А., Макаревской Ю. Э., Ожиговой Л. Н., синдрому профессионального выгорания подвержены педагоги, отличающиеся беспокойством, тревожностью, чувствительностью к сложным и конфликтным ситуациям, раздражительностью, замкнутостью и необщительностью, с несколько ограниченным кругом интересов, формализующие свои профессиональные обязанности, избегающие сложностей и ответственности, недисциплинированные и плохо организованные.
Также «сгоранию» в большей степени подвержены «трудоголики», т. е. работающие с высокой самоотдачей и ответственностью, те, кто нашли свое призвание в работе, трудятся до самозабвения, с установкой на постоянный рабочий процесс.
Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое возникает вследствие длительного воздействия неблагоприятных факторов. Развитие синдрома носит стадийный характер. По мере развития синдрома могут возникнуть различные психосоматические заболевания, стресс и профессиональная дезадаптация личности. Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.