Ирина Пецык
Стратегии включения воспитанников лекотеки в общеобразовательное пространство ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СП – «Лекотека» – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, не имеющими возможность посещать группу детского сада в силу сложности структуры дефекта ребенка. В данный момент нашу лекотеку посещают 12 детей в возрасте от двух лет до восьми включительно со следующими нозологиями: УО, НОДА, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР, ТНР, нарушение слуха и зрения, РАС. Занятия с воспитанниками лекотеки проводятся согласно расписанию, которое составляется специалистами. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 – 4 занятия в день, по 30 минут каждое.
Публикация «Стратегии включения воспитанников лекотеки в общеобразовательное пространство ДОУ» размещена в разделах
Но прежде чем начать занятия с детьми необходимо собрать определенный перечень документов. При первой встрече с ребенком и его родителями мы заполняем социальную анкету семьи, а анкету о ребенке родители заполняют дома. Благодаря данной анкете мы узнаем стратегии и тактики воспитания ребенка в семье, кто уделяет ему больше времени, а кто меньше, чем ребенок занимается с большим удовольствием, а что он категорически отказывается делать. Так же мы узнаем запрос родителей по отношению к специалистам о том, какого результата они ожидают от занятий. Эта анкета заставляет многих родителей как бы заново задуматься о взаимоотношениях с собственным ребенком, например, что ребенку делать легко, а что с трудно.
Кроме того, специалистами проводится диагностическое обследование воспитанников лекотеки, на основе которого заполняются протоколы первичного, промежуточного и итогового обследования. Обследование проводится в начале, в середине и в конце учебного года. Теперь более подробно поговорим о проведении самого диагностического обследования. Одним из ведущих методов обследования ребенка является метод наблюдения. Оно начинается практически сразу, с момента появления ребенка и его родителей в кабинете специалиста. Наблюдение должно проводиться целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Наблюдая за поведением ребенка, нужно обратить внимание, на то, как он держится в новой обстановке. Варианты могут быть разными: а) спокоен, собран, организован; б) боязлив, стеснителен, не уверен в себе; в) излишне подвижен, болтлив, нет чувства дистанции; г) безучастен, не реагирует на новую обстановку. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, т. к. в ряде случаев оно является основным методом исследования. Порой, если у ребенка сложная структура дефекта не всегда сразу удается продиагностировать его по основным методикам. Довольно часто при первой встрече с ребенком и его родителями мы просим их поиграть с ним. Как правило, выясняется, что родители не умеют и не знают, во что играть с малышом. Нельзя забывать о том, что игра является ведущей деятельностью у дошкольников. На одном из слайдов мы показываем проведение диагностического игрового сеанса (ДИС, где учим маму, как правильно играть с ребенком. Специалист при этом ловит двух зайцев: диагностирует и обучает маму игре с ребенком. Ведь, именно на игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способности к обобщению.
Но, конечно, для того, чтобы обследование было всесторонним, желательно иметь такое оборудование, которое бы позволило исследовать разные стороны психической деятельности ребенка. С этой целью используется как игровой материал, так и специальные экспериментально-психологические методики. Педагогу-психологу необходимо помнить, что нужно использовать при диагностическом исследовании батарею тестов, для достоверности результатов. Диагностический инструментарий каждым специалистом может быть выбран на его усмотрение. Например, вы можете использовать диагностический комплекс Н. Я. Семаго или экспресс-диагностика в детском саду Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко. Главное, вы должны исходить из возраста и диагноза ребенка. Далее, вы пишите Адаптированную Образовательную Программу (АОП, которая разрабатывается на группу детей определенной категории ОВЗ. А на основе АОПа вы составляете Индивидуальный Образовательный Маршрут (ИОМ) ребенка, который пишется на 3 – 6 месяцев, в зависимости от диагноза подопечного, через установленный период образовательный маршрут может корректироваться. Специалистами обязательно ведется табель посещаемости занятий.
Процесс включения ребенка с множественными нарушениями развития в общеобразовательную среду происходит постепенно. На первом этапе специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Со временем таких детей можно начать включать в занятия в малых подгруппах, состоящих из двух – трех человек. После, детей с ограниченными возможностями здоровья можно пригласить на занятие в группу детского сада, например: по лепке, рисованию или конструированию детского сада (это может быть подгруппа, состоящая из 5 – 7 человек). Кроме того, ребенок с ограниченными возможностями может выйти на прогулку с одной из групп дошкольного учреждения в сопровождении мамы или тьютора, так же присутствовать, а позднее, возможно, и принимать участие в культурно-массовых мероприятиях, утренниках.
Таким образом, начиная с индивидуальных занятий, прогулок, частичного, а после дозированного посещения группы, ребенок при успешном стечении обстоятельств переходит к кратковременному пребыванию в саду (до обеда) и, наконец, к полному пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.