Елена Русинович
Страничка психолога детского сада «Как отвечать на детские вопросы?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Помните, что ребёнок задаёт вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное отношение к ним.
Темочки:
2. Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребёнка задавать его. Часто вопрос по форме познавательный, но он служит для ребёнка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.
3. На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. И так, следующее требование- краткость и определённость ответа. Следует учитывать уровень умственного развития ребёнка, обращаться к его жизненному опыту.
4. Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, в чём-то разобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсем отчётливые знания оказывают существенное влияние на умственное развитие, порождая у ребёнка гипотезы, сомнения, стимулируя его подсознательную активность.
5. Почаще задавайте ребёнку встречные вопросы типа : «А как ты думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ.
6. Не подавляйте ребёнка «грузом» своих знаний, не торопитесь с ответом. Помните, что вы должны дать дошкольнику представление о том, что в мире много источников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Предложите вместе поискать ответы в книге, пользуясь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в том числе и для детей. Отправляйте малыша к тому взрослому, который может быть компетентен в данном вопросе. Используйте личный опыт других воспитанников группы для обмена мнениями, для коллективного поиска ответа.
7. Если вопрос ребёнка связан с недостатком знаний, создайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для этого можно организовать наблюдения или почитать.
8. Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребёнка во всезнайку, которому кажется, что он обо всём слышал, всё усвоил, а на самом деле просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.