Получи документы

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период

Захарова Любовь
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период
▼ Скачать + Заказать документы

Захарова Любовь Александровна

Воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №198»

Лебедева Екатерина Александровна

Воспитатель, МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №198»

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период

Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период» размещена в разделах

В статье описывается работа по экологическому воспитанию детей в осенний период в условиях дошкольного образовательного учреждения. На основе магнитного стенда разработаны дидактические игры и наглядно-демонстрационный материал, с помощью которых проводится эффективная работа в области экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данный материал вызывает интерес у детей к окружающему их миру, формирует бережное отношение к природе, побуждает к наблюдениям за ней.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, стенд, образовательная деятельность, окружающий мир.

Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неограниченной красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». [1]

В современном обществе одной из самых главных проблем является вопрос экологии. Существует множество поводов для волнения: изменение климата, загрязнение воздуха, воды и почвы, истощение природных ресурсов. Поэтому уже с раннего детства необходимо обращать внимание на этот остро стоящий глобальный мировой вопрос. Работу в области экологического воспитания дошкольников необходимо начинать не с самих дошкольников, а с их родителей. Важно познакомить их с той информацией, которая используется в дошкольном учреждении с целью проведения успешной воспитательной работы не только в детском саду, но и дома. Ценно показывать ребятам правильное поведение в окружающей среде на примере взрослых, как воспитателей, так и родителей. Очень удобно использовать территорию детского сада с большим разнообразием деревьев и кустарников. В течение ежедневных прогулок в различной форме необходимо рассказывать о том или ином растении, его значении в жизни не только людей, но и всего живого мира. Родители эту же самую информацию могут предложить детям на прогулке в парке или во время похода в лес. Информация, которую получает ребенок, должна быть закреплена на практике для лучшего ее усвоения.

Дети в дошкольном возрасте начинают познавать окружающий их мир: знакомятся с разнообразным миром животных и растений. Они порой совершают неосознанные поступки, тем более не понимают к чему то или иное действие может привести. Срывая цветок на клумбе, бросая мусор на землю, ребенок не осознает последствий своих поступков. Поэтому нам, взрослым, необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе. Делать это необходимо регулярно, всегда, когда имеется такая возможность: во время прогулки, путешествия, экскурсии, в процессе образовательной и самостоятельной деятельности, а также в режимных моментах. Это важно делать для того, чтобы каждый ребенок смог прочувствовать и осознать важность правильного поведения в природе, с целью того, чтобы данные правила со временем переросли в привычку. Каждый ребенок – это юный исследователь, который проявляет интерес к познанию всего окружающего мира. Очень важно помочь ему открыть как можно больше разнообразных тайн природы, при этом, не навредив ей. В. Бианки: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире». [2]

Осознанно правильное отношение ко всему многообразию природы – это и есть экологическое воспитание, которое необходимо начинать с дошкольного возраста. Важно объяснить детям то, что человек и природа взаимосвязаны друг с другом. Соответственно забота о природе – это забота о себе как о части окружающего мира.

Экологическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. В детях воспитываются человечность, доброта, милосердие, ответственное отношение к природе, людям, которые живут рядом. Дошкольный возраст – начальный этап становления будущей личности. Располагая элементарными знаниями о природе, дети учатся наблюдать за природой, видеть ее красоту, бережно и заботливо относиться к окружающему миру.

Помогает в достижении этих целей нам, педагогам, стенд «Страна эколят», который расположен в зоне «Познание» рядом с календарем наблюдений за погодой и природой и центром экспериментирования. Он магнитный, поэтому сменяем и легок в использовании. На стенде достойно расположилась эмблема Эколятзащитников природы и ярый призыв сохранить нашу планету: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете не останемся и мы!».

Стенд условно разделен на 4 сектора, каждый из которых наполнен своей познавательной информацией, которую предлагает один из эколят : Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка.

Ёлочка задает много интересных вопросов. Тихоня стремится научить ребят соблюдать правила поведения в природе. Умница предлагает различные речевые игры, потешки, загадки. Шалун предлагает кроссворды, викторины и задания, где необходимо подумать.

Экологическая направленность – это не единственное достижение стенда. Разработанные нами дидактические игры служат отличным демонстрационным материалом, а так же материалом для образовательной деятельности по всем областям, но все же главная роль относится к такой области, как познавательное развитие.

В частности, дидактические игры по теме «Осень» мы стали использовать, формируя элементарные математические представления. С помощью игры с грибами дети не только закрепляют знания о том, какие грибы являются съедобными, а какие – ядовитыми, но и обучаются порядковому счету и счету в пределах 10 и обратно. Отвечают на вопросы сколько, который, какой по счету. Учатся пользоваться порядковыми и количественными числительными. Играют в игры «Расположи правильно цифры», «Поменяй местами». Благодаря игре с птицами, дети учатся решать логические задачи по математике, используя цифры. А также они закрепляют названия птиц, разделяя их на перелетных и зимующих. Игра с овощами и фруктами помогает ребятам не только классифицировать их, но и закреплять знания о геометрических фигурах, форме и цвете с помощью таких игр, как: «Найди знакомую форму», «Проведи классификацию», «Убери лишнее». С помощью карточек с мусором и цифрами дети продолжают учиться сравнивать неравное количество предметов двумя способами, добавив или убрав один предмет. Играем в игру: «Поставь столько же, какая цифра» или «Убери лишнее». А также закрепляются цвета. Также с помощью этой игры развивается умение правильно сортировать и выбрасывать мусор в специальные контейнеры для отходов, воспитывается бережное отношение к природе. Благодаря карточкам с деревьями, мы с детьми закрепляем расположение предметов, ориентировку в пространстве и на плоскости. А также продолжаем учить названия деревьев и что на них растет. Работая в системе, нам удается знакомить детей с живой и неживой природой, обращать внимание на безопасное поведение в природе, формировать здоровый образ жизни, который отражает здоровое, бережное отношение ко всему окружающему миру.

В области речевого развития мы используем разнообразный материал по теме «Осень». Для обучения составлению рассказывания применяем сюжетные картины, с помощью которых у детей не только появляется связная речь, обогащается словарный запас, но и формируются экологические знания и правила взаимодействия с природой. При разучивании экологических стихотворений и потешек дети пользуются мнемотаблицами, которые развивают память, способствуют установлению причинно-следственных связей. Изначально ребенок видит схему, в которой содержится определенного рода информация. Это могут быть персонажи экологической сказки, животные, растительный мир, природные явления и даже действия или поступки. Дети с помощью мнемотаблиц легко запоминают персонажей и последовательность их действий, что способствует быстрому запоминанию информации экологического характера. «Сказки – универсальное средство формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают интерес, развивают внимание, воображение, память». [3, 3] При чтении экологических сказок происходит накапливание знаний, обогащение речи, внимание детей обращено на определенную проблему экологического характера. Например, при чтении сказки «Модница Осень» дети повторяют названия осенних месяцев, вспоминают, после какого времени года наступает осень. Они уделяют внимание тому, как природа осенью постепенно готовится к зиме, какая подготовка происходит у животных и растений, чем занимаются в осенний период люди. После прочтения сказки, ребятам предлагается рассказать об осени, ее приметах, изобразить ее на бумаге, возможно, сделать инсценировку. В ходе экологической работы со стендом происходит воспитание звуковой культуры речи. Дети играют в игры «Назови слово на звук», «Где прячется звук?», «Назови картинку и найди первый звук». Особенно детям нравится участвовать в экологических викторинах с Шалуном, персонажем стенда, в процессе которых они закрепляют полученные знания и соревнуются между собой, отвечая на различные вопросы. Описанные игры и упражнения способствуют одновременно как развитию фонематического слуха и связной речи, так и формированию впечатлений своеобразия звуков осенней природы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса. [4, 258] Наблюдения за красотой природы осенью помогают начинающему художнику видеть все многообразие окружающего мира. Благодаря интересу и наблюдениям, появляется эстетическая изобразительность и эстетический вкус. Чем больше у ребенка знаний о природе, тем ярче его воображение, без которого невозможна творческая деятельность. Любование родной природой дает возможность ребенку почувствовать себя творцом, тонко чувствующим красоту окружающего мира, ощущать сопричастность с ним. Изображаемые картины животных и природы всегда вызывают у детей положительные эмоции. Знания о временах года, природных явлениях, передаваемые в детских рисунках, формируют интерес у детей к окружающему миру и сезонным изменениям. В непосредственной близости со стендом в свободном доступе для детей находятся чистые листы, трафареты, раскраски по экологической тематике. Как уже выше было описано, Тихоня, персонаж магнитного стенда, стремится научить детей правилам поведения в природе, так же он предлагает им придумать знаки, условные обозначения, которые помогают людям помнить их и не нарушать. Такого рода задания развивают творческие способности и воображение у детей, которые эмоционально откликаются на работу с персонажами.

Работа со стендом также возможна и в области физического развития. Большую часть времени дети проводят в дошкольном образовательном учреждении. В силу своего возраста они пока не могут самостоятельно организовать двигательную активность, беречь здоровье, а также укреплять его. Необходимо учитывать тот факт, что дети будут здоровыми только при благоприятной экологической обстановке. Физическое воспитание направлено на формирование у дошкольников осознанного отношения к физической активности, повышения уровня физической подготовленности, формирования привычки ведения здорового образа жизни. Экологическое воспитание формирует у детей умение вести деятельность, которая связана с природой, обучает исследованию природы. Исходя из этого, при работе со стендом возможна интеграция этих областей. Например, герои стенда приглашают детей поучаствовать в эколого-оздоровительном походе «Осень на опушке краски разводила». Цель похода заключается в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни; закреплении знаний о приметах осени; формировании умения устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами; развитии навыков двигательной активности; обучении технике дыхания при ходьбе; развитии внимания, наблюдательности, двигательной памяти; воспитании любви к родной природе. [5, 76] Таким образом, мы пришли к выводу, что интеграция физического и экологического развития позволяет перевести процесс обучения от теории к практике, приближая детей к природе.

Природа является средством социально-коммуникативного развития дошкольников. Главное условие в работе со стендом – это создание развивающей среды, наглядно-демонстрационного материала, дидактических игр. В образовательной деятельности мы часто используем экологические минутки, привлекая героев стенда. Дети, играя в дидактические игры, расположенные на стенде, учатся самостоятельно распределять роли, привыкают играть сообща, развивают желание помогать друг другу. Большое значение имеет труд в природе осенью. Дети могут собирать листья на групповом участке, рыхлить землю на клумбе, совместно с родителями изготовить кормушки птицам для развешивания на территории дошкольного учреждения, с целью проявления заботы к ним. Начиная с дошкольного возраста, важно наполнить душу ребенка сочувствием, вниманием и добротой. Наша задача заключается в том, чтобы помочь детям понять и полюбить все живое.

Системность – важное условие всестороннего развития дошкольников, то есть гармоничного развития всех сторон личности человека, при котором разным аспектам уделяется равное количество внимания. В заключении хочется отметить, что в работе по экологическому воспитанию дошкольников важно использовать интегрированный подход, т. е. взаимосвязь различных видов и форм деятельности, которая достигается в нашей группе благодаря стенду «Страна эколят».

Библиографический список

1. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. В. Бианки цитаты

3. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 128с. (Детям о самом важном).

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 368с.

5. Экологические походы как инновационная форма реализации ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарии походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах / авт. -сост. И. А. Холодова, Г. С. Александрова, А. В. Корнеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 180 с.

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Перспективное планирование работы с детьми по проекту «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Осень. Занятие 1. Беседа о лете. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Опыт «Вода нужна всем». Художественное творчество детей.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Показатели по достижению целей проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Из опыта работы по реализации и достижению целей Проекта, мы отметили, что наши воспитанники проявляют большой интерес к произведениям.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Участие родителей в работе по реализации проекта «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Совместно с родителями были проведены мероприятия: - анкета для родителей, определяющая их отношение к эколого – краеведческому воспитанию.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста«Зеленые друзья нашей группы». Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - важная составляющая процесса гармоничного развития. Поэтому знакомство с природой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период
Опубликовано: 1 февраля 2022 в 10:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в осенний период» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД