Анна Виль
План воспитательной работы с группой учащихся 1–2 классы «Уроки общения» по направлению «контакт»
▼ Скачать + Заказать документы
План воспитательной работы
с группой учащихся 1, 2 класса
«УРОКИ ОБЩЕНИЯ» по направлению «контакт»
Воспитатель: Виль Анна Андреевна
Рассмотрено на заседании МО
Классных руководителей и воспитателей
Протокол № ___
от «___» ___ 2014 г.
Руководитель МО___
___
Уяр, 2014 г.
Пояснительная записка
Главной целью развития ребенка с ОВЗ (умственная отсталость) является воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, через вырабатывание самостоятельного поведения в разнообразных жизненных ситуациях, то есть процесс интеграции человека в общество.
Публикация «План воспитательной работы с группой учащихся 1–2 классы „Уроки общения“ по направлению „контакт“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В данной программе эта цель осуществляется через модель когнитивного и личностного развития самопознания ребенка.
Модель включает в себя три компонента:
1. Осознание себя как частицы окружающего мира, через стимуляцию познавательной активности не только познания окружающего мира, но и самого себя. А так же побуждение ребенка актуализировать свои знания и опыт.
2. Освоение и понимание групповых норм, через стимуляцию инициативы совершать и контролировать свои действия и поступки в заданной ситуации.
3. Рефлексия внутренняя и внешняя, через развитие начального уровня понятийного мышления направленного на самого себя (оценку самого себя) и проявление внешней рефлексии в умении взаимодействовать с окружающими и учитывать мнение другого.
Для практической реализации модели развития программа состоит из двух частей:
1. Работа с текстовой информацией. Включает тексты особого типа, объединяющие мир природы и социальный мир, где раскрывается место человека среди других существ.
Задачи :
- создание условий для продуктивной творческой деятельности, связанной с развитием речи детей (навыки пересказа, оглавление, прогнозирование ситуации в рассказе);
- овладение системой способов понимания услышанного: вычленение значимых слов, замена слов и предложений, то есть использование речи для передачи значимого смысла.
2. Проектирование и организация сотрудничества в совместной деятельности (игра, учеба, досуг).
Задачи:
- помочь применить имеющиеся знания и умения ребенка во взаимодействии с окружающим миром;
- помочь осмыслить изменения в собственном поведении и отношении ребенка во взаимодействии с другими людьми.
Методы активного социального обучения:
- драматизация и анализ жизненных ситуаций;
- игровые задания, направленные на развитие познавательных психических процессов;
- элементы аутотренинга и мышечной релаксации;
- психогимнастика.
А так же игры и упражнения направленные на развитие когнитивных процессов: внимание, память, воображение, мышление.
Воспитанники знакомятся с особенностями невербального общения с помощью мимики, жестов и возможностями вербального общения, с помощью речи.
«Уроки общения» направлены на развитие следующих коммуникативных умений:
- слушать и слышать другого человека;
- участвовать в свободной беседе;
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- понимать чувства и настроение другого;
- осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Время проведения занятий: 30 мин, 1 и 3 неделя месяца.
Место : класс, спортивный зал.
Материалы: альбомы, краски, карандаши, клей, ножницы.
Программа составлена на основе практического пособия «Уроки общения в начальной школе», автор Е. А. Сорокоумова. / Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М. :АРКТИ, 2008.
Тематическое планирование
«УРОКИ ОБЩЕНИЯ» по направлению контакт 1-2 класс
Воспитатель: Виль А. А.
Тема
Содержание
(упражнения, задания) № занятия Цель занятия Дата
I полугодие
1.
НАЗЫВАЙ
ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПО ИМЕНИ 1. Давайте познакомимся.
2. Паровозик.
3. Лица.
4. Маски.
1 Познакомить детей с тремя способами общения: мимика, жесты, речь.
Научить распознавать чувства другого человека.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Развитие пространственных представлений (центр листа, изучение геометрических фигур (круг, треугольник) 01.09.2014
1. Жесты
2. Иностранец
3. Эти разные слова (ласка, обида, злость.)
2 15.09
1. Подарки
2. Рисунок «мой друг»
Закрепление новых понятий.
3 29.09
2.
БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН К ОКРУЖАЮЩИМ ТЕБЯ ЛЮДЯМ 1. Опиши друга
2. Маленький художник
3. Тропинка 4 Рассказать детям, что значит быть внимательным и как наше внимание помогает в общении.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи.
Развитие пространственных представлений (время года). 13.10
1. Что я видел (на прогулке)
2. Что значит - быть внимательным
3. Белые медведи (загадки) 5 27.10
1. Мои друзья
2. Рисунок «что я видел»
Закрепление новых понятий. 6 17.11
3.
УМЕЙ СЛУШАТЬ
И СЛЫШАТЬ ДРУГОГО 1. Я знаю пять имен
2. Прикосновения
3. Испорченный телефон
4. Слушаем тишину 7 Познакомить детей с понятием «интонация», какие чувства она передает.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Изучение геометрических фигур.
01.12
1. Интонация
2. Сочиняем сказку
3. Я садовником родился
4. Расскажи что ты желаешь друзьям 8 15.12
II полугодие
4.
УМЕЙ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА 1. Если бы я был волшебником
2. Подарок другу
3. Встреча 9 Повторить значение мимики и жестов в общении.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
19.01.2015
1. Царевна Несмеяна
2. Чем я похож на друга
3. Сравнение
1. Волшебные картинки
2. Покажи что ты желаешь другу
3. Рисунок «подарок другу» 10 02.02
5.
БУДЬ ВЕЖЛИВ
1. Что можно сделать для друга
2. Вежливые слова
3. Рассказ «Наказание» 11 Рассказать детям, что значит быть «вежливым» и как это помогает приобрести друзей.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
16.02
1. Ссора
2. Магазин вежливых слов
3. Что говорить
1. Попрощайся вежливо
2. Рисунок «мой хороший поступок» 12 02.03.
6.
ПОМОГАЙ ЛЮДЯМ 1. Рассказ «Хороший поступок»
2. Лужа
3. Рассказ «Помощница»
1. Чем я могу тебе помочь?
2. Найди предмет
3. Отгадай загадки
4. Загадай загадку
1. Что ты будешь делать?
2. Рукопожатие 13 Рассказать детям, что значит, хороший поступок и как нужно помогать, что бы люди помогали тебе.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
16.03
7.
ПРИНОСИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ 1. Настроение
2. Эмоции
3. Цветопись настроения
4. Цветик – многоцветик
5. Краски
6. Рассказ «Случай»
7. Подари улыбку
8. Мнение
9. Привязанность к друзьям 14 Рассказать детям о том, что приносить радость гораздо приятнее и это делает человека счастливым.
Развитие цветовых представлений и различение эмоционального компонента цвета (как цвет помогает улучшить настроение).
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения. 13.04
8.
УМЕЙ ВИДЕТЬ В ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ ХОРОШЕЕ 1. Рассказ «Так справедливее»
2. Ссора
3. Ступеньки слов
4. Ключ 15 Познакомить детей с понятием «справедливость».
Научить распознавать эмоции другого человека и избегать ссор.
Повторить значение мимики и жестов в общении.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения. 27.04
1. Найди ведущего
2. На узкой тропинке
1. Что тебе во мне нравиться?
2. Без друга скучно 16 11.05
9.
ЗАЩИТИ СЛАБОГО
1. Стихотворение «Уехали»
2. На улице
3. Успокой девочку
1. Закончи рассказ
2. Угадай, чья рука
3. Кто сильнее
1. Ответь на вопрос
2. Грустно расставаться 17 Рассказать детям, что значит быть сильным человеком.
Показать в игре как грубый и злой может измениться, если его пожалеть и сказать ему ласковое слово.
Повторить значение мимики и жестов в общении.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи, воображения. 25.05
Список литературы
1. Елкина П. В., Тарабарина Т. И. Тысяча загадок. – Ярославль, 1997
2. Родари Дж. Почему? Отчего?Зачем? – Москва, 1988.
3. Осеева В. Рассказы и сказки. – М., 2005.
4. Осеева В. Волшебное слово. – М., 2005.
5. Пантелееев Л. Рассказы и сказки. – М., 2004.
6. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. – С-Пб, 1994.
7. Сорокоумова Е. А. Уроки общения в начальной школе. - С-Пб, 1994.
8. Сорокоумова Е. А. Уроки самозознания в начальной школе. – Н. Новгород, 1999.
9. Сорокоумова Е. А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Н. Новгород, 1996.
10. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.