Сергей Бабенко
Тестовый контроль знаний учащихся на уроках и при подготовке к ОГЭ
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад: Тестовый контроль знаний учащихся на уроках и при подготовке к ОГЭ.
Цели:
• развитие мотивации и целеполагания;
• формирование умения решать задания разного уровня;
• развитие самоконтроля;
• формирование уверенности и положительной самооценки.
• Создание банка собственных тестов для подготовки к ОГЭ
Для успешного выполнения ОГЭ по математике актуальными становятся следующие методические задачи:
• формирование устойчивых навыков в записи кратких ответов, правильного заполнения бланков;
Публикация «Тестовый контроль знаний учащихся на уроках и при подготовке к ОГЭ» размещена в разделах
• - закрепление умений и навыков по решению заданий, соответствующих частям 1 и 2 тестов ОГЭ прошлого года на уровне, позволяющем решить эти задачи абсолютному большинству выпускников текущего года;
• - активное включение задач нового вида в разряд базовых, позволяющих слабоуспевающим учащимся набрать пять баллов для преодоления заявленного порога успешности.
Основные функции тестов:
• учетно-контрольная (информационная) - систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;
• контрольно-корректирующая (диагностическая) - обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения;
• обучающая - помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших идеях курса, показывает на типичные ошибки;
• воспитательная (мотивационная) - стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;
аттестационная - связана с характеристикой уровня школьника, является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения
По целевым задачам тесты классифицируют на:
• тренирующие тесты (тренажеры, предназначенные для осмысления и закрепления материала, формирования знаний, умений и навыков. Тренинги имеют обязательно обратную связь с теорией и сопровождаются комментариями;
• контролирующие тесты, предназначенные для оценки уровня усвоения знаний после изучения определенного фрагмента курса (не имеют прямой обратной связи, комментарии отсутствуют).
Следует учить школьника “технике сдачи теста”. Эта техника включает следующие моменты:
• обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;
• обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумному выбору этих заданий;
• обучение прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, приводимой сразу после решения задания;
• обучение приему “спирального движения” по тесту.
Тесты можно классифицировать по следующим основаниям:
• 1. Предметная область применения тестов: монопредметные, полипредметные, интегративные.
• Интегративным можно назвать тест, состоящий из таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (взаимосвязанных, обобщенных) знаний двух или большего числа учебных дисциплин. Использование таких тестов в школе, как контролирующих, так и обучающих, - отличное средство реализации межпредметных связей в обучении.
2. Общая ориентация замысла построения теста: нормативно-ориентированные или критериально-ориентированные (предметно-ориентированные).
• При нормативно-ориентированном подходе разрабатываются тесты для сравнения испытуемых по уровню учебных достижений.
• Главным отличительным признаком предметно-ориентированного тестирования является интерпретация выполнения теста с точки зрения его смыслового содержания. Упор делается на строго определенную содержательную область (что тестируемые могут и что знают, а не на то, как они выглядят на фоне других.
3. Дидактико-психологическая ориентация теста: тест достижений для контроля знаний теории; тест достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу предметных или цикловых знаний – математической, лингвистической и т. п.).
4. Ориентация на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.
5. Доминирующая деятельность испытуемого при выполнении тестов – устные, письменные, компьютерные.
6. Количество объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций).
7. Степень гомогенности тестовых заданий: тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.
8. Скоростной фактор: скоростные (с обязательным фиксированием времени выполнения) и не скоростные.
9. Форма организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые
Сценарий тестирования.
1. Обозначить цель тестирования, сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Объяснить, почему обследуемые должны приложить максимум усилий для выполнения теста.
З. Медленно, громко, чётко озвучить инструкцию по работе с тестом.
4. Разобрать задания-образцы с целью проверки правильности понимания инструкции.
5. Объяснить правила заполнения бланка, предназначенного для ответов и правила исправления допущенных ошибок.
6. Вместе с испытуемыми заполнить в бланке рабочей таблицы необходимые общие сведения, проследив за правильностью заполнения.
7. Ответить на имеющиеся вопросы.
8. Сообщить о временном ресурсе.
9. В процессе решения тестовых задач следить:
- за состоянием испытуемых;
- за тем, чтобы испытуемые своевременно получали ответы на вопросы в ситуациях, связанных с процедурой проведения;
- за временем, затраченным на выполнение отдельных заданий, оставшимися задачами и временем;
- за тем, чтобы обследуемые не писали на бланках теста;
Мои наработки по теме
• К каждому уроку школьного курса по математике и физике у меня имеются готовые тесты, которые я все абсолютно переделал с учётом специфики нашей школы.
• Лично разработал итоговые тесты за первое полугодие для всех классов в двух вариантах, использовал программу MyТest X и Word. Поэтому имею возможность проводить тестирование как на компьютерах, так и на бумажных бланках.
• Также мною разработаны контрольные тесты по всем темам школьной программы по математике 7-9 класс, а также по физике.
• Ниже это контрольные тесты по математике для 7 класса
Результаты.
• Контроль знаний в виде тестирования помогает, уже начиная с 7 класса готовиться к сдаче ОГЭ.
• Проводя тестирование практически на каждом уроке, ученики знают требования, предъявляемые к данному виду контроля знаний. Понимают различные формулировки заданий. Учатся выполнять задания как в прямом, так и в обратном направлении.
• При данном виде контроля, даже слабые ученики могут получить хорошие оценки, что побуждает их верить в свои силы, стимулирует к учёбе.
Литература
1. Аванесов В. Определение педагогического теста. // Управление школой. – 1999. № 29.
2. Болотов В., Шаулин В., Шмелев А. Единый экзамен как средство повышения качества образования. // Высшее образование сегодня. – 2002. № 5. – С. 23 -30.
3. Гулидов И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие. – М. : ФОРУМ, 2005. – 240 с.
4. Михайлычев, Е. А. Технология стандартизации дидактических тестов. // Школьные технологии. – 2001. № 5. – С. 36 – 54.
5. Хубаев Г. В. О построении шкалы оценок в системах тестирования. // Высшее образование в России. – 1996. № 1. – С. 67 – 81.