Ольга Сергеевна Сидоренко
STEM-образование: Математическое развитие. Проект «LEGO — математика» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
LEGO — математика
Проект «LEGO – математика»в старшей логопедической группе.
Авторы-составители: Воспитатели логопедической группы
Сидоренко О. С. Имайкина Л. А.
Актуальность.
Математическое развитие детей дошкольного возраста по-прежнему остается одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование математических представлений осуществляется в процессе решения образовательной области «познавательное развитие» и осуществляется в разных видах детской деятельности.
Публикация «STEM-образование: Математическое развитие, Проект „LEGO — математика“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
При помощи LEGO - конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Как известно, применение LEGO способствует:
• Обогащению у детей математических и сенсорных представлений;
• Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
• Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
• Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.
Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Так дети учатся, и конструировать, и ориентироваться на платформе.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Таким образом, мы пришли к выводу, для того, чтобы значительно повысился уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста лучше использовать конструктор LEGO.
Цель проекта: формирование математических представлений у старших дошкольников посредством конструктора LEGO.
Задачи проекта:
• формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
• запоминать и свободно использовать в речи названия LEGO -деталей.
• знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
• пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая, широкая (узкая) дорожка;
• совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
• формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
• развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.
• стимулировать детское техническое творчество;
• обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
• формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
• познакомить с основами компьютерного моделирования;
• совершенствовать умения прямого и обратного счета; соотнесения количества с цифрой; упражнять в решении математических задач.
Коррекционные задачи:
• развивать ориентировочные действия, детей формируя у них умение предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей обстановке, в игровой ситуации, на картинке;
• решать простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);
• развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку (форма, величина, количество и т. п.).
Планируемые результаты:
• имеют представления о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
• свободно используют в речи названия LEGO -деталей.
• умеют ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).
• умеют ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
• развита мелкая моторика и зрительная координация в процессе крепления деталей конструктора.
• моделируют по чертежу и собственному замыслу; умеют самостоятельно решать математические задачи; владеют основами компьютерного моделирования.
I этап. Организационный:
Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программного обеспечения деятельности, организация начального материально-технического обеспечения LEGO –проекта.
II этап- Практический.
Неделя Тема Содержание оборудование
Октябрь 2019
1 Знакомство с Lego-деталями Познакомите детей с деталями конструктора Lego Конструктор Lego
2 Д/и «Найди пару» Развивать умение группировать с учетом выделения одинаковых признаков. Конструктор Lego
3 Д/и «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать знакомые детали на ощупь. Конструктор Lego
4 Д/и «Счет шипов» Сосчитай шипы на Lego-деталях Конструктор Lego
Ноябрь 2019
1 «День народного единства» (физминутка) Ориентировка в пространстве Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010
2 Д/и «Собери по образцу» Измерение длины с использованием мерки Конструктор «Увлекательная математика» 45210
3 Д/и «Свяжи шарф» Закрепление понятий «узкий», «короткий» Конструктор «Увлекательная математика» 45210
4 Д/и «Цветы» Соотнесение числа с количеством Конструктор «Увлекательная математика» 45210
5 Д/и «Львы» Деление целого на части Конструктор «Увлекательная математика» 45210
Декабрь 2019
1 Д/и «Пруд» Ориентировка на плоскости Конструктор «Увлекательная математика» 45210
2 Д/и «Узор» Закрепление знаний цветов и их оттенков Конструктор «Увлекательная математика» 45210
3 Д/и «Бабочка» Упражнение в симметричном изображении предметов Конструктор «Увлекательная математика» 45210
4 Д/и «Магазин» Решение задач на сложение Конструктор «Увлекательная математика» 45210
Январь 2020
1 «Новый год» Закрепление знаний основных цветов и их оттенков, навыков счета, ориентирования на плоскости Конструктор Lego «Построй историю» 45100
2 «Наш дом» Измерение предмета (высота, длина, ширина) Конструктор Lego
3 «Зимний мир чудес» Закрепление знаний времен года и частей суток Конструктор Lego «Построй историю» 45100
Февраль 2020
1 «Профессии» Моделирование по чертежу Конструктор Lego «Городская жизнь» 45103
2 «Юла» Знакомство с шестеренками Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
3 «Качели» Освоение навыков проектирования Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
4 «Машина» Развитие мышления, логики, интереса к наукам Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
Март 2020
1 «Мамин день» Совершенствование навыков счета, выделения признаков предмета Конструктор Lego «Построй историю» 45100
2 «Моя комната» Закрепление умение ориентироваться в пространстве
Конструктор Lego «Построй историю» 45100
3 «Фантазии» Развитие творчества, логического мышления Конструктор Lego «Построй историю» 45100
4 «Паровоз с животными» Закрепление счета в пределах 10, знаний цвета, формы, величины Конструктор Lego
Апрель 2020
1 «Вентилятор» Построение поделки по схеме Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
2 «Космос» Совершенствование умений анализировать схему и постройку, разделять ее на части Конструктор Lego 45103
3 «Собака» Развитие внимания, умения находить сходства и различия в похожих постройках Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
4 «Парусная лодка» Составлять целую поделку из ее частей Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656
Май 2020
1 «Техника военного времени» Развитие моторики и зрительной координации Конструктор Lego
2 «Программа» Обучение взаимодействию с роботом и основам программирования Matatalab Pro Set
3 «От пустыни к морю» Найти оптимальный путь к цели путем программирования робота Matatalab Pro Set
4 «Робот рисует и поет» Развитие логического мышления Matatalab Pro Set
Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. №1155 г. Москва.
3. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112с.
4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. Мозаика -Синтез Москва 2010.
5. «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. – М., 2018.
6. ПервоРобот LEGO® WeDo. Книга для учителя. М., 2018
7. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера,2012. – 144с.
8. www.education.lego.com