Анастасия Дугина
STEAM — технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников
▼ Скачать
STEAM ОБРАЗОВАНИЕ – НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
ИНФОРМАЦИОННО – ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Детский сад нового поколения»
«STEAM – технология
как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»
2021- год науки и технологий
Паспорт проекта
Вид проекта: Информационно – исследовательский проект.
Продолжительность: долгосрочный.
Публикация «STEAM — технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников» размещена в разделах
Форма проведения : групповая.
Возраст детей : старшая группа.
Участники проекта:
учитель-логопед, воспитатель, родители, дети с речевыми нарушениями.
Цель проекта:
является внедрение STEM-образования в работу ДОУ. Создание и функционирование STEAM - Лаборатории для развития предпосылок базовых компетенций дошкольников : развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи, развитие интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования творческого мышления, интеллектуальной активности дошкольников посредством STEM - образования.
Задачи:
- провести анализ существующих моделей мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно -технического творчества и интеллектуальной активности детей на всех этапах дошкольного детства;
- развивать материально-техническую базу ДОУ, разработать программно –методическое сопровождение по использованию STEAM -технологий в работе с детьми дошкольного возраста;
- адаптировать детей дошкольного возраста к современной образовательной среде, в которой осуществляется интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов;
- создать условия для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
- обеспечить формирование компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием STEAM -технологий.
Ожидаемые результаты:
Ребёнок активно проявляет любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.
Интеллектуальные способности ребёнка проявляются в умении самостоятельно придумывать объяснении явлениям природы или поступкам людей.
Ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т. п.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Ребёнок способен проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр.
Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях и пр.
Ребёнок получает опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
Ребенок овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап –подготовительный (начало 2020-2021 учебный год). На данном этапе формируется нормативно-правовая база (локальные акты, приказы, разработка и утверждение плана-графика апробации парциальной модульной программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и т. д.) Создается творческая группа по реализации проекта и утверждается ее состав. Формируется РППС в группе детского сада в соответствие с требованиями программы. Разрабатывается механизм реализации проекта.
II этап –основной (2020-2023 уч. г.). Реализация плана инновационной деятельности STEM - технологии. Формирование системы методического сопровождения педагогов, системы контроля качества реализации проекта. Реализация плана по взаимодействию с родителями, определение инновационных форм сотрудничества.
III этап –заключительный (июнь 2023г.) Творческой группой педагогов осуществляется обобщение и трансляция опыта работы учреждения. Разрабатываются рекомендации по внедрению STEM-образования в дошкольных образовательных организациях; Проводится анализ результатов реализации проекта и подготавливается аналитический отчет.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира. В представляемой программе акцент сделан именно на познавательно-исследовательскую деятельность, которая направлена на получение новых и объективных знаний. Одним из значимых направлений познавательно-исследовательской деятельности является детское научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере - образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии. Таким образом данный проект актуален, носит инновационный характер, так как он предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии посредством функционирования STEAM-лаборатории, обеспечивающей развитие у дошкольников базовых личностных компетенций, развитие критического мышления, креативности, лидерства, командной деятельности, умение решать нестандартные задачи. Проект направлен на развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.
STEAM – новая образовательная технология, сочетающая в себе несколько предметных областей, как инструмент развития критического мышления, исследовательских компетенций и навыков работы в группе.
STEAM-образование один из основных мировых трендов.
Оно основано на использовании междисциплинарного и прикладного подхода, а также на слиянии всех пяти направлений в единую схему развития. STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в жизнедеятельности.
и вовлечению в образовательный процесс.
STEM-подход — один из прорывных инструментов трансформации образования.
Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.
Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна учащимся.
Таким образом, будущее за технологиями, а будущее технологий - за воспитателями нового формата, которые лишены предрассудков, не приемлют формального подхода и могут своими знаниями “взорвать мозг” воспитанникам и расширить их кругозор до бесконечности.
«Ваши руки знают намного больше, чем вы думаете, что они знают!
Ваши руки знают то, что ваш ум не знает, что он знает!»