Татьяна Шинкоренко
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (дети рассматривают и изучают строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов); умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания); обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Публикация «Экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Методы экологического образования традиционны и прошли проверку временем. Наглядные - наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций. Словесные - беседы, чтение художественной литературы. Практические - экологические игры, опыты, труд детей в природе. Однако на сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду; а воду-в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как поймать воздух? Где живёт воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьёт воду? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, существенно расширяется. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, знакомятся с электричеством. Они с интересом открывают законы жизни «Почему движутся предметы?» «Как распускаются цветы?».
На основе экспериментов, наблюдений, аналитической деятельности,
организованных на основе ведущего вида деятельности дошкольников — игре, у дошкольника формируется первые мировоззренческие установки, которые определены Федеральными государственными требованиями, программой воспитания и обучения в детском саду как формирование целостной картины мира.
Почему экологическое воспитание и эксперимент? Любая продуктивная деятельность с детьми не может обойтись без исследований и экспериментов. Работа с детьми по экспериментально - исследовательской деятельности идет по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
«Живая природа» (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т. д.).
Рассматривая осенние листочки, дети начинают размышлять - почему листья изменили свой цвет, какой стал листочек, почему он засох, на что он стал похож, почему он упал с дерева, почему осенью листья шуршат под ногами? Рассматривая зеленый лист и сухой, сравнивают, в чем сходство, в чем отличие этих листьев. Делают вывод, в осеннем сухом листочке влаги нет.
Интересно детям узнать, как вода поступает к листьям. Опыт: побег комнатного растения поместить в воду, подкрашенную соком свеклы. Через некоторое время разрезать стебель побега - стебель побега окрашен в розовый цвет. Вывод: вода поступает к листьям вверх по стеблю.
Наблюдаемые явления с детьми фиксируются в дневнике природы. Фиксируя увиденное, дети стараются проанализировать явление, выделить главное.
Весной дети наблюдают за веточками тополя и березы поставленными в воду. Измеряют появление первых листочков, и каково же удивление детей, когда веточка тополя сначала выбросила длинные сережки, а только потом стали появляться липкие листики.
В ходе непосредственно–образовательной деятельности по ознакомлению с явлениями неживой природы проводятся эксперименты : «Куда исчезла вода?», «Сыплем, лепим», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег?», «Что вырастет из зёрнышка».
Вода прекрасный объект для детских исследований. Наблюдая за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, слушая звон весенней капели, дети учатся видеть красоту природы, понимать ее, уметь выражать свои впечатления о природе в рисунках в музыке. Опыты с водой очень интересны и многообразны. Они расширяют кругозор, а самое главное, детям они очень нравятся. Рассмотреть с детьми глобус. Какой цвет на нем преобладает? Голубой. Попросить детей найти на модели земного шара все, что выделено этим цветом. Обратить их внимание на то, что на нашей планете воды больше, чем суши. Кто был на море, пусть вспомнит, какая в море вода. Найти на глобусе узкие голубые извивающиеся полоски, похожие на змеек. Это реки. Есть еще голубые пятна неправильной формы - озера. Обсудить с детьми - чем вода в реках, озерах отличается от воды в море. Дать детям попробовать и сравнить на вкус пресную и подсоленную воду. Выяснить с детьми, что на поверхности нашей планеты есть озера, реки, моря, океаны. Но вода прячется и глубоко под землей. Там тоже есть озера и реки, только мы их не видим. Несмотря на это, воду из подземных рек, озер наверняка пробовали многие. Вода из родника чистая, прозрачная, хрустальная, холодная. Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней, мороз, туман, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Эксперимент : «Как рождается дождь». Для каждого ребенка приготовлен поднос с губкой (можно обрезать края губки так, чтобы она стала похожей на облако). Стаканчик с водой, миска с водой. Для экспериментирования можно использовать огород на окне, который надо полить. Предложить взять губку в руку, подержать над миской и капнуть на нее сверху водой. Течет ли из губки вода? Нет. Пока у нас сухая погода. Налить на губку воду и проверить, капает ли из тучи вода. «Легкое облачко» превратилось в дождевую тучу, из которой пошел дождь. Так и бывает в природе: когда в облаке накапливается большое количество воды, оно превращается в тучу, несущую дождь. Проверить, как повлиял дождь на огород – почва стала влажной, что хорошо для растений.
Эксперимент : «Вода нужна всем» проводится с целью - дать представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркнув, что разные живые организмы нуждаются в разном количестве воды. Многие растения состоят из воды. Разрезать огурец пополам и приложить разрезанной поверхностью к салфетке. Что остается на салфетке? Влажный след, салфетка промокла.
Эксперимент к теме : «Почему воду нужно беречь» проводится с целью привития навыков экологически грамотного поведения в быту. Приготовить два стаканчика с водой: один с чистой, другой- с грязной, пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду. Сказать детям, что у них на столиках вода из реки. В первом стаканчике - из чистой реки, до того как она встретилась с людьми в городе, во втором из грязной реки, после того как горожане загрязнили речку и она заболела. Предложить детям сравнить воду в двух стаканчиках. Чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - не могут?
Предложить детям очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой и речка выздоровела. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стаканчик. Когда вся вода очистится, сравнить ее с водой в чистом стаканчике. Объяснить детям, что благодаря их усилиям речка стала здоровой. Сказать, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов.
Опыты с водой очень разнообразные. Дети сравнивают два стаканчика- с молоком и водой. В каком стаканчике видны палочки. Сравнивают по вкусу сок, молоко, воду. Есть ли у воды запах? Попробовать растворить в воде сахарный песок, обычный песок, глину, мелкие камешки и любые другие вещества. Предложить размешать акварельную краску в стакане с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась. Акварельные краски растворяются в воде.
Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.