Получи документы

Система экологического воспитания в ДОУ

Любовь Крайнова
Система экологического воспитания в ДОУ

Экологическое воспитание в ДОУ.

Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и учебные программы, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.

1. Цели экологического воспитания в ДОУ

Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.

Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:

Публикация «Система экологического воспитания в ДОУ» размещена в разделах

- Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, восприятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;

- Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;

- Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;

- Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;

- Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;

- Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;

- Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.

2. Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Наблюдение

Самый простой и доступный способ знакомить малышей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Экологические наблюдения можно проводить в «живом уголке» детского сада, а также на прогулках.

Экскурсии в природные парки и ботанические сады помогают детям больше узнать о растениях и экосистемах, как важно сохранять биологическое разнообразие и чистоту природной среды. Беседы с педагогом помогут детям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие меры могут быть предприняты для их защиты.

В детском саду экологические занятия с дошкольниками могут быть следующими:

- экскурсии в парки и сады в разное время года;

- изучение времён года и различных атмосферных явлений;

- заполнение календаря погоды;

- уход за комнатными растениями в живом уголке;

- посадка и наблюдение за быстрорастущими растениями;

- установка кормушек и подкормка птиц зимой;

- наблюдение за поведением животных и насекомых.

Игровые занятия

Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным.

Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. Игры могут быть дидактическими, направленными на развитие познавательных способностей, а могут быть спортивными, подвижными, направленными на развитие физических навыков, ловкости и командного духа.

Дидактические игры с карточками:

«Где растёт?». Педагог показывает детям карточки растений, деревьев, ягод, грибов, а малыши отвечают, что это и где растёт. Учатся отличать культурные и дикорастущие растения.

«Съедобное-несъедобное». Дети учатся классификации съедобных растений и грибов, отсортировывая их от изображений других растений, животных, неживых предметов.

«Вершки-корешки». Карточки культурных и диких съедобных растений, разделённые на две части, дошколята должны правильно составить и ответить на вопрос: какая часть растения используется в пищу человеком.

«Чьё семечко?». Дети учатся сопоставлять внешний вид цветка/дерева и его плода. Расширяются детский кругозор и наблюдательность.

«Мать и детёныш». По аналогии с растениями, малыши учатся классифицировать виды животных и их детёнышей. Параллельно они могут узнавать, где эти животные обитают, какие животные есть в России, и не угрожает ли им опасность исчезновения.

Практические занятия

Различные практические виды деятельности, такие как садоводство и опыты с живой природой, помогают детям закрепить знания, полученные на методических занятиях.

Если в детском саду есть возможность, то огромный плюс – дать детям работать с почвой, сажать растения и ухаживать за ними. Одновременно они узнают, как растения помогают поддерживать экологический баланс.

К практическим занятиям по экологическому воспитанию относятся:

уход за комнатными растениями в живом уголке;

высаживание семян, луковиц, деревьев на территории детского сада;

сбор и составление гербариев;

изготовление поделок и аппликаций из природных материалов;

опыты с водой, землёй, растениями.

Также в детском саду могут проводиться тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, День заповедников и национальных парков России, Международный день лесов, Международный день птиц и тд. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.

Если в вашем регионе обитают какие-то краснокнижные животные или находится уникальное природное явление, то непременно отмечайте с дошкольниками этот праздник! Им это будет полезно как с познавательной стороны, так и с экологической точки зрения. Например, День озера Байкал в России, День тигра на Дальнем Востоке, Международный день снежного барса и прочие.

Совместная экологическая культура родителей и детей

Полезные экологичные привычки родителей и взрослых помогут дошкольникам быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Это могут быть: разумная экономия воды и света дома, осознанный выбор товаров в магазине, хождение за продуктами со своей многоразовой сумкой, отказ от одноразовой посуды и сдача отходов на вторичную переработку.

Проведение экологических мероприятий вместе с родителями и окружающим сообществом: соседями, друзьями, горожанами, — способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Эти мероприятия могут включать в себя уборку мусора на берегу родной речки или озера, сбор вторсырья, высадку деревьев во дворе и другие действия, которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды.

3. Оформление экологического уголка в детском саду по ФГОС

Для экологического воспитания, игровых занятий, наблюдений и проведения опытов в детском саду необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС. Она должна быть содержательно-насыщенной, безопасной, доступной, многофункциональной, и обеспечивать разнообразие игровой, познавательной, творческой и исследовательской деятельности дошкольников.

*Согласно СанПиН в группах, раздевалках и спальнях нельзя размещать животных. Их можно содержать в холле ДОУ или специальном помещении, куда воспитанники могут входить под присмотром педагогов.

*Живые растения – необходимое наполнение живого уголка, соответственно, необходимо учитывать достаточное естественное освещение.

*Главное требование к растениям, материалам и инструментам – безопасность. Дети не должны пострадать при нахождении в живом уголке.

*Растения, растущие на подоконниках, не должны бить ядовитыми и колючими.

*Все мелкие природные материалы, типа семян растений, шишек, камешков, ракушек, должны использоваться строго под присмотром педагога.

Содержание экологического уголка:

- Растения, отвечающие требованиям регламента безопасности. Для детского ухода они должны размещаться на доступном дошкольникам уровне.

- Инструменты для ухода за растениями: лейки, рыхлители, губки для вытирания пыли с листьев, в старшей и подготовительной группе уход за растениями могут осуществлять воспитанники.

- Полки и стеллажи для природных материалов в контейнерах. Также должно быть место для выставки поделок из этих материалов.

- На стене – календарь времён года и погоды, где малыши вместе с воспитателем отмечают текущее время года и погоду за окном.

- Стенд для размещения аппликаций и рисунков детсадовцев на изучаемую тему.

- Пластиковые муляжи фруктов, овощей, животных, насекомых.

- Наглядный иллюстративный материал: фотографии и рисунки животных, растений, насекомых, времён года, природных и климатических зон, экологических проблем, видов отходов и так далее. Современные мультимедийные устройства - сенсорные панели или интерактивное проекционное оборудование - позволяют хранить и демонстрировать сотни тысяч фотографий, иллюстраций, видеофайлов, делающих любое занятие с детьми информативным, полезным и увлекательным.

- Дидактические игры по экологии и природоведению. Это могут быть классические игры, а могут применятся современные мультимедийные устройства, которые повышают мотивацию и эффективность обучения современных детей.

- Детские книги на тему экологии, животных, родного края, красочные атласы и энциклопедии с животным и растительным миром.

- Зона для экспериментов и опытов. Сюда можно отнести опыты с растворимыми и нерастворимыми в воде материалами (песок, глина, соль, сахар, крупы, опыты по проращиванию растений (лук, бобовые, кресс-салат, пшено, наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках и так далее.

-Место для сменной выставки: сезонное оформление букетами цветов, яркими осенними листьями, корзинами с урожаем, морскими раковинами, ветками деревьев с молодыми листочкам и тд.

Публикации по теме:

Дидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольниковДидактический фотоальбом «Птицы Урала» для экологического воспитания дошкольников В настоящие время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать любовь к природе надо с самого раннего.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система экологического воспитания в ДОУ
Опубликовано: 10 октября 2024 в 20:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система экологического воспитания в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Крайнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД