Любовь Крайнова
Система экологического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание в ДОУ.
Экологическое воспитание в детском саду — одна из важных задач дошкольного образования, включённая во ФГОС и учебные программы, ведь уже с детства важно формировать бережное отношение к экологии и окружающему миру, прививать навыки экологической грамотности и ответственного поведения, которые ребёнок возьмёт во взрослую жизнь.
1. Цели экологического воспитания в ДОУ
Публикация «Система экологического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
Становление экологической культуры у дошкольников, развитие любви и бережного отношения к природе начинается в детском саду.
Экологическое воспитание в ДОУ даёт детям:
- Гуманное эмоционально-положительное отношение к природе, восприятие её красоты, нахождение в ней источника творческого самовыражения;
- Расширение и систематизация элементарных научных знаний о природе, географии, экологии, понимание целостности природы и взаимосвязей всего живого;
- Начальное представление о глобальных экологических проблемах современности и путей их решения: вырубка лесов, вымирание животных и растений, загрязнение мирового океана, глобальное потепление, перенаселение, нехватка пресной воды, ухудшение экологической ситуации в городах, мусорный коллапс и прочее;
- Понимание характера взаимоотношений человека с окружающей средой и его влияния на экологическую обстановку;
- Формирование бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, понимание своей ответственности за сохранение природы;
- Формирование практических навыков по уходу за растениями и животными, норм правильного поведения на природе;
- Формирование представлений о здоровом образе жизни, правильных экологических привычек.
2. Методы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Наблюдение
Самый простой и доступный способ знакомить малышей с окружающей средой, растительным и животным миром своего региона – это наблюдение за живой природой. Экологические наблюдения можно проводить в «живом уголке» детского сада, а также на прогулках.
Экскурсии в природные парки и ботанические сады помогают детям больше узнать о растениях и экосистемах, как важно сохранять биологическое разнообразие и чистоту природной среды. Беседы с педагогом помогут детям понять, какие виды животных и растений находятся под угрозой вымирания, и какие меры могут быть предприняты для их защиты.
В детском саду экологические занятия с дошкольниками могут быть следующими:
- экскурсии в парки и сады в разное время года;
- изучение времён года и различных атмосферных явлений;
- заполнение календаря погоды;
- уход за комнатными растениями в живом уголке;
- посадка и наблюдение за быстрорастущими растениями;
- установка кормушек и подкормка птиц зимой;
- наблюдение за поведением животных и насекомых.
Игровые занятия
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Через игру дети исследуют окружающий мир и перенимают взрослые шаблоны поведения, поэтому важно дать им правильные знания об окружающем мире и научить заботливому отношению к природе и животным.
Занятия на тему экологии должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС. Игры могут быть дидактическими, направленными на развитие познавательных способностей, а могут быть спортивными, подвижными, направленными на развитие физических навыков, ловкости и командного духа.
Дидактические игры с карточками:
«Где растёт?». Педагог показывает детям карточки растений, деревьев, ягод, грибов, а малыши отвечают, что это и где растёт. Учатся отличать культурные и дикорастущие растения.
«Съедобное-несъедобное». Дети учатся классификации съедобных растений и грибов, отсортировывая их от изображений других растений, животных, неживых предметов.
«Вершки-корешки». Карточки культурных и диких съедобных растений, разделённые на две части, дошколята должны правильно составить и ответить на вопрос: какая часть растения используется в пищу человеком.
«Чьё семечко?». Дети учатся сопоставлять внешний вид цветка/дерева и его плода. Расширяются детский кругозор и наблюдательность.
«Мать и детёныш». По аналогии с растениями, малыши учатся классифицировать виды животных и их детёнышей. Параллельно они могут узнавать, где эти животные обитают, какие животные есть в России, и не угрожает ли им опасность исчезновения.
Практические занятия
Различные практические виды деятельности, такие как садоводство и опыты с живой природой, помогают детям закрепить знания, полученные на методических занятиях.
Если в детском саду есть возможность, то огромный плюс – дать детям работать с почвой, сажать растения и ухаживать за ними. Одновременно они узнают, как растения помогают поддерживать экологический баланс.
К практическим занятиям по экологическому воспитанию относятся:
уход за комнатными растениями в живом уголке;
высаживание семян, луковиц, деревьев на территории детского сада;
сбор и составление гербариев;
изготовление поделок и аппликаций из природных материалов;
опыты с водой, землёй, растениями.
Также в детском саду могут проводиться тематические праздники: День Земли, День воды, Праздник урожая, День заповедников и национальных парков России, Международный день лесов, Международный день птиц и тд. На них дети готовят рисунки, поделки, представления и одновременно впитывают знания о важности экологии и её составляющих.
Если в вашем регионе обитают какие-то краснокнижные животные или находится уникальное природное явление, то непременно отмечайте с дошкольниками этот праздник! Им это будет полезно как с познавательной стороны, так и с экологической точки зрения. Например, День озера Байкал в России, День тигра на Дальнем Востоке, Международный день снежного барса и прочие.
Совместная экологическая культура родителей и детей
Полезные экологичные привычки родителей и взрослых помогут дошкольникам быстрее впитать правильное поведение и следовать ему в дальнейшем. Это могут быть: разумная экономия воды и света дома, осознанный выбор товаров в магазине, хождение за продуктами со своей многоразовой сумкой, отказ от одноразовой посуды и сдача отходов на вторичную переработку.
Проведение экологических мероприятий вместе с родителями и окружающим сообществом: соседями, друзьями, горожанами, — способствует пониманию у детей, что охрана окружающей среды — это задача, которую можно решить только путём совместных усилий. Эти мероприятия могут включать в себя уборку мусора на берегу родной речки или озера, сбор вторсырья, высадку деревьев во дворе и другие действия, которые помогают сохранять чистоту и порядок окружающей среды.
3. Оформление экологического уголка в детском саду по ФГОС
Для экологического воспитания, игровых занятий, наблюдений и проведения опытов в детском саду необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую требованиям ФГОС. Она должна быть содержательно-насыщенной, безопасной, доступной, многофункциональной, и обеспечивать разнообразие игровой, познавательной, творческой и исследовательской деятельности дошкольников.
*Согласно СанПиН в группах, раздевалках и спальнях нельзя размещать животных. Их можно содержать в холле ДОУ или специальном помещении, куда воспитанники могут входить под присмотром педагогов.
*Живые растения – необходимое наполнение живого уголка, соответственно, необходимо учитывать достаточное естественное освещение.
*Главное требование к растениям, материалам и инструментам – безопасность. Дети не должны пострадать при нахождении в живом уголке.
*Растения, растущие на подоконниках, не должны бить ядовитыми и колючими.
*Все мелкие природные материалы, типа семян растений, шишек, камешков, ракушек, должны использоваться строго под присмотром педагога.
Содержание экологического уголка:
- Растения, отвечающие требованиям регламента безопасности. Для детского ухода они должны размещаться на доступном дошкольникам уровне.
- Инструменты для ухода за растениями: лейки, рыхлители, губки для вытирания пыли с листьев, в старшей и подготовительной группе уход за растениями могут осуществлять воспитанники.
- Полки и стеллажи для природных материалов в контейнерах. Также должно быть место для выставки поделок из этих материалов.
- На стене – календарь времён года и погоды, где малыши вместе с воспитателем отмечают текущее время года и погоду за окном.
- Стенд для размещения аппликаций и рисунков детсадовцев на изучаемую тему.
- Пластиковые муляжи фруктов, овощей, животных, насекомых.
- Наглядный иллюстративный материал: фотографии и рисунки животных, растений, насекомых, времён года, природных и климатических зон, экологических проблем, видов отходов и так далее. Современные мультимедийные устройства - сенсорные панели или интерактивное проекционное оборудование - позволяют хранить и демонстрировать сотни тысяч фотографий, иллюстраций, видеофайлов, делающих любое занятие с детьми информативным, полезным и увлекательным.
- Дидактические игры по экологии и природоведению. Это могут быть классические игры, а могут применятся современные мультимедийные устройства, которые повышают мотивацию и эффективность обучения современных детей.
- Детские книги на тему экологии, животных, родного края, красочные атласы и энциклопедии с животным и растительным миром.
- Зона для экспериментов и опытов. Сюда можно отнести опыты с растворимыми и нерастворимыми в воде материалами (песок, глина, соль, сахар, крупы, опыты по проращиванию растений (лук, бобовые, кресс-салат, пшено, наблюдение за набуханием почек и появлением листьев на срезанных ветках и так далее.
-Место для сменной выставки: сезонное оформление букетами цветов, яркими осенними листьями, корзинами с урожаем, морскими раковинами, ветками деревьев с молодыми листочкам и тд.