АННА ЦЕЛИЩЕВА
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
В современном мире, когда экология полностью зависит от человеческого вмешательства, необходимо с раннего возраста прививать детям любовь к природе и окружающему миру в целом. Чтобы у ребёнка правильно сформировалось понятие «экологическая культура», нужно ежедневно, собственным примером показывать детям бережное отношение, как к животному миру, так и к растительности.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать экологическую культуру у детей дошкольного возраста нужно начинать с первых дней посещения детского сада.
Большинство научных деятелей и педагогов дошкольного образования отмечают тот факт, что лучшим способом воспитания в дошкольниках любознательности является определённая, разработанная педагогом методика.
Немаловажно выработать в ребёнке интерес к окружающему миру и приобщить его к анализу изменений естественной природной среды.
Согласно выше сказанному, мы конкретно сформировали цель работы по определению экологической культуры детей дошкольного возраста : прививание заботы и бережливости к природе, формирование уважительного отношения к людям, охраняющим и развивающим её. Научить детей ощущать себя частицей окружающего мира.
Основные задачи нашей работы:
1. Дать основу понятия о мире природы, т. е. растений и животных, как живых организмов, сформировать первоначальные знания о природных явлениях.
2. Научить детей определять и различать свойства предметов, окружающих тел и материалов.
3. Формировать в детях ощущения себя, как частицы окружающего мира, природы. Прививать бережное и осознанное отношение к природе, а также к людям охраняющим её.
4. Развивать доброе и правильное отношение к животному и растительному миру в процессе общения с ним. Прививать интерес к окружающему миру.
В своей работе следует выделить следующие составляющие:
а) формирование начальных знаний экологии;
б) развитие экологического мышления;
в) формирование умения ориентироваться в окружающей среде и мире;
г) воспитание экологически правильного поведения.
Развитие экологической культуры у детей младших групп детского сада связываем с конкретным природным окружением: растительным и животным миром (сообществами живых организмов, местом их обитания, предметами, сделанными людьми из природных материалов.
В подготовительный период работы раскрываем условия, основанные в дошкольном учреждении для экологического воспитания, и трудимся над созданием экологической предметно-развивающей атмосферы в группе. При этом придерживаемся следующих основных показателей:
соответствие объектов возрастной категории детей, полная безвредность и безопасность жизни и здоровья, простота в смысле ухода и содержания.
На первых этапах работы распознаём уровень сформированности начальной базы экологической культуры. При помощи мониторинга проводим анализа экологических представлений и понятий воспитанников дошкольного учреждения, и намечаем последующие уровни работы.
Для более успешного усвоения материала используем различные формы проведения НОД.
Разрабатывая методику проведения Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию экологической культуры у младших дошкольников, отдаем приоритет наглядным методам (наблюдение, рассматривание наглядного материала, а также практическим (труд, игры). Также используем устные методы (рассказы, чтение художественной литературы).
Для детей дошкольного возраста главным методом является игровая форма. В своей работе применяем поучительные игры. Например: «Волшебный мешочек», «Догадайся и найди», «Найди различия» и др.
Предметные игры. Например: «Какой цветок потерял лепесток?», «Найди такие же фигурки», и т. д.
Словесные игры. Например: «Съедобное - несъедобное», «Кто летает, ползает, бегает?».
Подвижные игры экологической направленности. Например: «Живой ручеёк», «Штиль и шторм».
Самых маленьких дошколят учим наблюдать, замечать, делать выводы о мире природы. Кроме этого используем практические занятия для ответа на вопросы, например: можно сделать ком из сухого песка? А из снега?» Применяя практические занятия дети могут определять свойства тел, предметов, природных явлений (таяние ледышки в ладони, игра с солнечными зайчиками, взаимодействия предметов между собой (песок-вода, солнце-вода). У детей стала более выражено проявляться любознательность, появились вопросы: что, где, для чего? Мыслительная функция детей стала проявляться с наибольшей активностью, ответы стали более полными и раскрытыми.
Ребята получают достаточно большой объём знаний. У детей складывается базовое представление о некоторых растениях и животных той местности, где дети проживают, различиях внешнего вида, особо проявляющихся характерных признаках. У детей появляется расширенное представление о домашних животных, их роли в жизни людей, ребята учатся правильному общению с ними, заботе о них. У дошкольников младшей возрастной группы расширяются представления о домашних питомцах и об обитателях живого уголка, у детей возникает интерес и появляется желание ухаживать за ними.
Происходит формирование интереса к явлениям живой и неживой природы. Дошкольники научились беречь, ухаживать и охранять окружающую природу, внимательно относиться к людям, создавать элементарные контакты в окружающем мире.
В последующей работе мы планируем воспользоваться и нетрадиционными формами, такими как экологические дискуссии, лаборатория юного натуралиста.
Список литературы
Программа экологического образования детей «Мы», О. А Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Экологическое образование и воспитание. Методические рекомендации, Букин А. П. «В дружбе с людьми и природой»