Юлия Губанова
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам нравственно-духовного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам нравственно-духовного воспитания детей
Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам нравственно-духовного воспитания детей» размещена в разделах
В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. В связи с этим у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому в настоящее время наиболее актуально духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Именно дошкольное детство является важнейшим периодом в нравственном становлении личности, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми, и взрослыми; учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей; умели анализировать поступки, чувства, мысли; учились бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Поэтому духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Самым слабым местом в воспитании духовно-нравственной личности ребенка является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.
После проведения анкетирования родителей и беседы за круглым столом, мы наблюдаем негативные тенденции в нравственном воспитании современных детей : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Родители большое внимание стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе: покупают своим детям красочные энциклопедии, водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст им уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Именно семья!
Ведь в воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Одним из приоритетных направлений нашей работы является духовно-нравственное воспитание и развитие детей. Эффективно эту работу можно проводить только в тесном сотрудничестве с родителями и семьями воспитанников. Поэтому мы в нашем детском саду и в нашей группе используем различные приемы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса с привлечением родителей:
• беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
• использование аудиозаписей и технических средств обучения;
• экскурсии, целевые прогулки (по городу);
• организация выставок (совместная деятельность детей т родителей);
• постановка музыкальных сказок духовно-нравственного воспитания;
• творческие вечера;
Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и, самое главное, - любовь. Приобщать дошкольников к духу былых времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности позволяет участие ребят в фольклорных праздниках и развлечениях: «Экскурсия в музей», «Путешествие в старину», «Ярмарка родительских увлечений», «Знакомство с семейными реликвиями».
В совместной работе с музыкальными руководителями дети нашей группы принимают участие в фольклорных и православных праздниках: Масленица, Пасха, День Победы, «Моя малая и большая Родина», «День Матери», «Праздник Семьи».
В групповых помещениях нами созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.
Наша работа с родителями в данном направлении прослеживается на:
• родительских собраниях;
• в индивидуальных беседах;
• вечерах вопросов и ответов;
• проведении совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
• анкетировании и тестировании родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
• индивидуальные консультации специалистов;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли.
Наблюдения за детьми, результаты анкетирования родителей показывают: что дети меняются, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателями, поможет заронить драгоценное.
Для нас, педагогов, важно не только научить ребенка правилам поведения, но помочь ему обрести стремление жить по ним!