НАТАЛИЯ СУНЦОВА
Воспитание звуковой речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Н. Ю. Сунцова, И. Г. Колмыкова
воспитатели МБДОУ ДС № 66 «Журавушка»
Старооскольского городского округа
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Аннотация: воспитание такого качества, как звуковая культура речи детей, занимает особое место в период дошкольного обучения. Это особая педагогическая задача, которая должна быть решена в большинстве своем в дошкольном возрасте. Вопросу развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста посвящена статья.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: дети младшего дошкольного возраста, звуковая культура речи, артикуляция.
«Как бы хотелось, чтобы ребенок почувствовал всю красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Надо разговаривать с ребенком, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что он слышит в том или ином слове. И ребенок обязательно полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять, и сам начнет открывать огромный мир звучащего русского языка» [ Е. И. Синицына].
На третьем году жизни ребенка наступает такое время, когда целесообразно уделить внимание воспитанию такой характеристики речи как произношение. И это обусловлено несколькими причинами: в этот период жизни ребенок уже легко усваивает многие звуки, а также пытается сам повторить их, тем самым он закрепляет их в собственном произношении.
На формирование культуры речи у детей большое влияние оказывает воспитатель, его профессиональная компетенция.
Воспитание звуковой культуры речи детей в основном происходит по двум направлениям:
1. Развитие восприятия речи (слухового внимания, темпа, силы голоса, тембра речи);
2. Развитие речевого аппарата и формирование правильного произношения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна проводиться систематически, в самых различных формах.
Наиболее оптимальная форма проведения такой работы - групповые занятия, которые могут быть как самостоятельные занятия по развитию звуковой культуры речи, так и части занятий, на которых педагог знакомит детей с художественной литературой.
На таких занятиях можно проводить такие упражнения:
1. Артикуляционную гимнастику;
2. Упражнения по развитию речевого дыхания;
3. Упражнения способствующие развитию мимической выразительности;
4. Формирование умения регулировать высоту и силу голоса;
5. Воспитание интонации, формирование правильного произношения.
На музыкальных занятиях, также можно использовать отдельные упражнения по воспитанию звуковой культуре речи. Упражнения по воспитанию звуковой культуры речи можно проводить и вне занятий: при проведении утренней гимнастики, на прогулке, при проведении различных дидактических, подвижных, хороводных игр с текстом, театрализованных и сюжетно-ролевых игр. А в вечерние часы целесообразно проводить индивидуальные речевые дидактические игры, с целью закрепления правильного произношения звуков.
Вторым направлением работы по воспитанию звуковой культуры речи является развитие артикуляционного аппарата детей.
Под артикуляцией понимается правильная работа органов речи – языка, губ, мягкого неба, маленького язычка, нижней челюсти – в процессе воспроизведения звуков. И, если со стороны артикуляционного аппарата имеются какие-либо отклонения, то это часто является причиной неправильного, нечеткого произношения звуков, слов и фраз.
Речевая гимнастика или набор специальных игр и упражнений, помогут укрепить мышцы артикуляционного аппарата, позволят развить подвижность языка и губ, которые в конечном итоге приведут к правильному воспроизведению звуков.
Самым действенным методом является артикуляционная гимнастика, которая может включать следующие упражнения:
- упражнения для тренировки нижней челюсти («окошко» - широко открыть рот, закрыть рот – «холодно», «песенка друзей» и др.);
- упражнения для тренировки губ («дудочка», «заборчик» и др.);
- упражнения для тренировки языка («чистим зубки», «месим тесто», «лопатка», «часики» и др.).
Наряду с тренировкой артикуляционного аппарата целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания. Каждое упражнение стоит повторять столько раз, пока дети не начнут его выполнять четко. И здесь игра является самой оптимальной формой занятия. Так, незаметно для детей, в процессе игры, педагог решает очень важную задачу.
Для тренировки речевого дыхания можно использовать такие упражнения: «Ветер-ветерок», «Прокати снежный ком», «Душистая роза», «Подуй на салфетку» и др. Очень важно, чтобы как можно раньше будут выявлены и развиты все потенциальные возможности ребенка, заложенные в нем природой, и тогда:
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
С. Маршак
Значение звуковой культуры речи очень важно, потому что:
- звуковая культура речи является основой общей культуры;
- звуковая культура речи – средство, позволяющее передавать свои мысли, задавать вопросы, договариваться с другими детьми;
- в тоже время неясная речь ребенка затрудняет его общение как с другими детьми, так и со взрослыми, и может наложить, а дальнейшем, отпечаток на его характер.
Литература:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада, М. : Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
2. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с
3. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.