Наталья Александровна Лопухова
Воспитание культуры поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения дошкольников»
Составила: Лопухова Н. А.
В наше время воспитание культуры поведения стало актуальной проблемой. Это сложная ситуация, когда в детском саду, в школе,
во взрослой жизни человек не знает правил культурного поведения.
В этом направлении проводится работа на государственном уровне ФГОС ДОО: п. 1.6. (Стандарт направлен на решение задач
Публикация «Воспитание культуры поведения дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Темочки
по формированию общей культуры личности детей);
п. 2.6. (. социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности). Одним из основных принципов дошкольного образования ФГОС является приобщение детей
к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства.
Дошкольное образовательное учреждение дает возможность привить ребенку правильное отношение к взрослым и сверстникам.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом влияя
на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых
в обществе, ребенок получает в семье. Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку
в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя
в обществе достаточно уверенно.
Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний вид)
и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.
В содержание культуры поведения дошкольников входят следующие компоненты: культурно-гигиенические навыки
и привычки, культура общения со взрослыми и сверстниками, культура деятельности.
Культурно-гигинические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.
Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм и правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять
во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.
Культура деятельности проявляется в поведении детей
на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать
в порядке рабочее место где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться
к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.
Условия, воспитания культуры поведения дошкольников :
1. Авторитет и культура воспитателей и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка - всё это вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей.
2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать
у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.
3. Правильная организация обстановки, в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий
и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы
в поведении.
4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду
и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной
и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает
у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается
на формировании у них культуры поведения
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:
- правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";
- правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;
- каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);
- правила вводятся постепенно.
Методы воспитания : разъяснение, показ, упражнение, напоминание, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.
В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит
за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам.
Культурное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого
из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
4. Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять
у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается
с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольника могут быть понятия как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Основные способы педагогического воздействия на детей.
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
3. Воспитывающие ситуации : создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка, направлено
на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать,
но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить
с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Задачи воспитания навыков культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) :
- в совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
- прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно относиться к грубости и жадности;
- учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий;
- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- учить самостоятельно использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть
на «Вы»;
- приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика;
- учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь.
Детский коллектив для каждого ребенка – это первое, пусть
и маленькое, общество, в котором он постигает культуру поведения.
Таким образом, воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение для всестороннего
и гармоничного развития личности.
Дорогие взрослые! Не забывайте, поведение человека – результат воспитания.