Исламова Дина Абдулкеримовна
Воспитание как основа профессионально-личностного становления студента колледжа
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 377. 00
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА
Исламова Н. А., преподаватель ГБПОУ «Колледж сферы услуг»,
Хасавюрт, Республика Дагестан, Россия,
Почетный работник сферы образования РФ
Тел. 8-989-475-23-11, e-mail : dina_islamova@mail.ru
Исламова Д. А., заместитель директора по социальным вопросам
Публикация «Воспитание как основа профессионально-личностного становления студента колледжа» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
ГБПОУ «Колледж сферы услуг», Хасавюрт, Республика Дагестан, Рос-сия
Тел. 8-989-475-23-11, e-mail : dina_islamova@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, колледж, студент, мировоззрение, пат-риотизм, анкетирование, рефлексия.
Аннотация: статья посвящена проблеме становления личности в учеб-но-воспитательном процессе в системе среднего профессионального образо-вания как основы профессионально-личностного становления воспитания патриотизма, формирования мировоззрения студента колледжа и представ-лена анкета выпускника, позволяющая получить объективные данные по ре-ализации актуальных учебно-воспитательных задач.
Чтобы воспитывать другого,
мы должны воспитать, прежде всего, себя.
Н. В. Гоголь
Кардинальный переход отечественной системы образования, в том числе, и начального профессионального образования (НПО, вошедшей впо-следствии, в структуру СПО, и в которой задачи воспитания, формирования мировоззрения были среди приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса, постепенно стала утрачивать свою приоритет-ность.
Основной причиной тому, на наш взгляд, послужила излишняя увле-ченность компетентностным подходом, что, как нам представляется, было связано, прежде всего, с резким изменением политической ситуации в России, переходом к изменившимся социально-экономическим, рыночным, отноше-ниям.
На необходимость перемен, в сфере образования в условиях глобализа-ционных вызовов качеству жизни, качеству образования и саморазвитию че-ловека в условиях рыночной экономики указывали видные отечественные [1, 2]
Термин «образование» в педагогике понимается, как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровож-дающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установ-ленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). А воспитывающее обучение – обучение, в процессе которого преподаватель, решая образовательные задачи, сознательно ставит и реализует цели воспи-тания [3].
В исследованиях, посвященных проблемам профессиональной школы (С. Я. Батышев, В. С. Безрукова, Э. В. Ильенков, М. И. Махмутов, А. М. Нови-ков и др., термин «образование» определяется как гармоническое взаимо-действие единой системы воспитания, обучения и развития. Приоритетность указанных категорий, по В. С. Безруковой, соотносится по подобию матреш-ки (рис. 1) :
РиРис. 1. – Приоритет педагогических категорий
Приоритетность категорий располагаются в следующем порядке:
• самая большая матрешка — воспитание
• средняя матрешка — образование;
• маленькая матрешка — обучение [4, с. 10].
А сам процесс воспитания, В. С. Безрукова, определяет как «дея-тельность преобразования человека телесного до человека духовного, взращивания его до личности, способной жить по законам веры» [5, с. 11].
Особенно важным в последние годы в системе подготовки квалифици-рованных рабочих и служащих становится воспитание патриотическое [6, с. 407].
Вначале рассмотрим повседневную деятельность и некоторые особен-ности учебно-воспитательного процесса в нашем колледже сферы услуг.
Поутихли страсти выпуска и зачисления. Колледж сферы услуг (Госу-дарственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД) начинает работать в обычном режиме.
Здесь живут и учат жизни. Сегодня, сейчас, чтобы завтра было легко и просто. Легко в колледже от того, что всё продуманно. Несколько лет я со своими лицеистами приходила в те дни, когда колледж открывал свои двери, и тайны получения профессии и специальности.
Учили стены. Да, мы ходили по колледжу и читали высказывания зна-менитых людей. Сии слова не потеряли актуальности и через века. Мои дети читали, кто-то фотографировал, а кто-то восхищался, но главное то, что равнодушных ребят не было, многие из нихвысказывали свое мнение.
Великий Конфуций советует: «Выбери профессию, которую ты лю-бишь, – и тебе не придётся работать ни дня в твоей жизни».
Действительно! Так оно и сеть!
Ведь слово работать в основе имеет корень раб. Так вот, когда полю-бишь свою работу, то слугой там не будешь. А как к этому прийти?
Опять нужно всего - на всего оглянуться и стены полюбившегося мне колледжа посоветуют : «Все успехи начинаются с самодисциплины».
Кстати, меткие высказывания, афоризмы, проверенные жизнью. могут стать хорошим компасом по жизни. Проверено теми, кто может читать и слышать. История этих стен начинается с прошлого века, с 1966 года.
Сначала это профессиональное училище №6, а с 2014 года после ре-структуризации стал именоваться Республиканским колледжем сферы услуг.
Ныне колледж имеет большое значение на федеральном уровне. При-мер тому, что раньше студенты получали начальное профессиональное об-разование (первая ступень, а затем, и до сих пор, получают документ о среднем профессиональном образовании. Профессии, которые они осваива-ют, жизненно необходимы. Это – портной, парикмахер, повар, кондитер, графический дизайнер.
Ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса является мастер производственного обучения, особенность трудовой деятельности которого заключается в том, что он должен обладать определенными социально-психологическими качествами, педагогическими компетенциями и в то же время владеть рабочей профессией [7, с. 13].
Педагоги нашего учебного заведения, в процессе обучения, стараются применять различные инновационные педагогические методики, взаимодей-ствовать с социальными партнерами, осваивать и передавать студентам но-вые технологии, виды профессиональной деятельности, формировать и раз-вивать технологическую компетентность обучающихся колледжа [8, с. 101].
Мастер производственного обучения это как педагогический «много-борец», владеющий на высоком профессиональном уровне, как теоретиче-скими знаниями, так и практическим опытом, способный проводить и теоретические, и практические занятия во вверенной ему группе.
Программа колледжа идёт в ногу с жизнью.
Пришел век Интернета - получили профессию здесь – «Мастер по об-работке цифровой информации» или специальность – «Информационные си-стемы и программирование». Это о том, чему здесь учат.
Каждого, кто выбирает стены колледжа, ждут.
Скука не входит в перечень предметов. На первом месте профессия, понимание и ответственность преподавателей за выбор студентов. Но, в главном фойе встречает плакат предупреждение: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя!".
В колледже не сто, а тридцать преподавателей. Единомышленники. Профессионалы. Для каждого из них работа много значит.
Руководит ими Зулай Рурахмаевна Алижанова. Инициатор всех идей и преобразований. Она здесь с самого начала. Была мастером в профессио-нальном училище №6, затем, – преподавателем, а ныне она – директор.
Встреча с ней всегда окрыляет по той простой причине, что она терпе-ливо выслушает, поймет и поможет. Эти три единства притягиваю к ней лю-дей.
- Она наш локомотив: – именно так о ней отзываются наши сотрудни-ки.
Здесь нет случайных людей. Раиса Мусаевна Гусейнова работает меди-цинской сестрой. Она, как Зулай Рурахмаевна и Дженнет Умалатовна, Зай-нап Исаевна, Зайнап Ильясовна, сторожил, и свидетель истории ПУ - 6 и колледжа.
Выпускники легко находят своё место в жизни по той причине, что их специальность всегда востребована.
Документ, свидетельствующий об окончании колледжа, служит про-пуском в высшие учебные заведения страны.
Не все, кто окончил колледж, покидают его. Остаются здесь работать. Индира Джаруллаховна Мирзаева - преподаватель информатики. Валерий Александрович Коробов то же преподаёт информатику. Булат Бадирович Баймурзаев - преподаватель права. Залина Сергеевна Дженховатова - бух-галтер и одновременно руководитель молодёжного центра.
Колледж является стабильной площадкой проведения конкурсов профмастерства, чемпионатов «Молодые профессионалы» «Worldskils». И очень часто случается, что студенты КСУ занимают первые места. Может быть, родные стены помогают? Это тоже не исключение, но главное- это ста-бильная и тщательная подготовка.
Колледж уютный внутри. Чисто, красиво. Всё для того, чтобы, те, кто выбрал его (учителя и студенты) шли сюда с удовольствием. Зимой, подни-маясь на второй этаж, я удивилась чуду - тёплым перилам.
Уютно не только в корпусе, но и во дворе. Студентов около 700 чело-век. Трудно сказать, какая профессия наиболее востребована в современных условиях. Каждый находит свою дорогу. Здесь не только учатся, но и отды-хают.
Студенты приобщаются к музыке, регулярно посещают Дагестанскую филармонию им. Татама Мурадова: живая музыка, сопричастность к Вели-кому искусству…При посещении филармонии все первые ряды отдаем детям из реабилитационного центра. Так, колледж умеет делиться радостью с дру-гими! Артистам и музыкантам преподносят цветы, звучат искренние апло-дисменты, а маленьким гостям преподносятся подарки.
Также на сцене колледжа часто выступают аварский и кумыкский теат-ры, популярный ансамбль танца «Молодость Дагестана».
Сентябрь. Снова звонки и уроки. Снова работа над собой. И у препо-давателей, и у тех. кто учится. Как быть?
Опять помогут стены: «Секрет успеха в том, чтобы начать действо-вать».
Как себя вести? Вновь ответ: «Веди себя так, чтобы голова отца нико-гда не опускалась, а на лице матери не появлялись слёзы». Умейте слушать, слышать, читать и понимать.
Решение задач воспитания, формирования мировоззрения, воспитание культуры, в гармоничном взаимодействии с задачами обучения и развития, как видим, являются приоритетными в работе нашего дружного коллектива.
Единению коллектива педагогов и учащихся колледжа способствуют совместно проводимые мероприятия, беседы, организуемые в интерактивной форме, которые, мероприятия способствуют навыков речи, расширению об-щекультурных горизонтов, развитию интеллектуальных навыков [10, с. 164].
В целях получения объективной диагностики, сбора информации о со-стоянии дел в нашем учебном заведении, педагогами колледжа проводится регулярное анкетирование, на основе которых принимаются меры по совер-шенствованию учебного процесса, организации воспитательной работы. Приведем пример одной из анкет, разработанных для выпускников колле-джа.
Анкета выпускника
Дорогие мои выпускники!
Мы с вами прошли вместе немалый путь, и уже вышли на финишную прямую, которая открывает большие просторы и новые возможности для дальнейшего вашего развития. Но также это будущее предполагает и даль-нейшую мою работу с новым подрастающим поколением. И я хочу обра-титься к вам с просьбой помочь мне проанализировать мою работу с тем, чтобы в дальнейшем избежать ошибок, которые я наверняка совершала с вами. Ваше мнение и оценка моей работы очень важны для меня, так, как только вы можете объективно оценить все слабые и сильные (если таковые имели место быть) стороны моей работы, как куратора.
Просьба максимально объективно отвечать на вопросы!
1. Жалеете ли вы, что вашим куратором была именно я?
- да
- скорее да, чем нет
-нет
-скорее нет, чем да
-если да, то кого вы хотели бы видеть на моём месте?
2. Что именно в моей работе возмущало вас больше всего либо про-сто хотелось бы изменить?
3. Что по вашему лучше сохранить мне в своей кураторской дея-тельности?
(просьба указать конкретно)
4. Считаете ли вы, что я иногда бываю некорректна, груба со студентами?
-да
- скорее да, чем нет
-нет
-скорее нет, чем да
(желательно кратко описать конкретные случаи)
5. Бывали ли моменты, когда вам нужна была моя помощь, как куратора, а вы не смогли ко мне обратиться? Если да, то причина по которой не обрати-лись.
6. Имели ли место быть факты моего безразличия, невнимания к явным проблемам в группе?
7. Бывали ли моменты, когда в моей работе что-то воспринималось вами, как поиск личной выгоды?
8. О чём (невыполненном) мной совместно с вами вы сожалеете?
9. Самое яркое, лучшее, что было у нас в группе (совместное) за эти го-ды?
10. Что бы вы изменили в моей работе (как куратор, как преподаватель, если бы могли оказаться на моём месте?
11. Что бы вы хотели успеть сделать за оставшийся период обучения совместно со мной?
12. А здесь вы можете написать всё то, что никогда не смогли бы сказать мне лично, но «накопилось» за эти студенческие годы (но ни одного вопроса, затронувшего, беспокоящего вас, не было).
Очень надеюсь, что вы были искренни и максимально откровенны!
Библиографический список:
1. Андреев, В. И. Глобализационные вызовы качеству жизни, качеству об-разования и саморазвитию человека XXI века / В. И. Андреев // Образо-вание и саморазвитие. – 2010. – № 1(17). – С. 3-12. – EDN PBPNHN.
2. Батышев, С. Я. Задачи системы профессионального образования в усло-виях рыночной экономики / С. Я. Батышев. – М. : Педагогика, 1993. – 178 с.
3. Энциклопедия профессионального образования : В 3 т. / Руководитель авт. кол., науч. и лит. ред. С. Я. Батышев; Науч. -ред. совет: Батышев С. Я. (пред.) и др. - М. : Рос. акад. образования : Проф. обр., 1999. – 27 см.
4. Безрукова, В. С. Педагогика: Учеб. для инжен. -пед. спец. /В. С. Безрукова. – Екатеринбург. Обл. ин-т развития регионального образования. – Ека-теринбург: Изд-во Свердл. инж. –пед. ин-та, 1993. – 320 с.
5. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие. – Москва; Вологда: Ин-фра-Инженерия, 2021. 324 с. : ил., табл.
6. Исламова, Д. А. Роль поискового движения в патриотическом воспита-нии молодежи / Д. А. Исламова // Профессиональное обучение : теория и практика : Материалы IV Международной научно-практической конфе-ренции, посвященной актуальным вопросам профессионального и техно-логического образования в современных условиях, Ульяновск, 31 мая 2021 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2021. – С. 407-413. – EDN EVTOFL.
7. Гайнеев, Э. Р. Мастер профессионального обучения как ключевая фигура в подготовке рабочего высокой квалификации / Э. Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование. – 2020. – № 1(293). – С. 13-18. – EDN PTOQVV.
8. Худяков А. Ю. Технологическая компетентность – одно из важнейших качеств учителя трудового обучения // Актуальные проблемы гумани-тарных и естественных наук / А. Ю. Худяков А. Ю. // М. Инст-т стратегич. исследований. – 2017. – №3. – С. 101-109.
9. Гайнеев, Э. Р. Формирование организационно-управленческих компе-тенций будущего рабочего, или Как подготовить мастера / Э. Р. Гайнеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 3. – С. 4-8. – DOI 10.24411/2307-4264-2020-10301. – EDN ADIOKG
10. Шленкин, К. В. Использование дебатов как активной формы обучения / К. В. Шленкин, Т. М. Шленкина, А. К. Шленкин // Профессиональное обу-чение : теория и практика : Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной актуальным вопросам профес-сионального и технологического образования в современных условиях, Ульяновск, 25 июня 2020 года. – Ульяновск: Ульяновский государствен-ный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2020. – С. 164-171.
АНТИПЛАГИАТ
ЗАИМСТВОВАНИЯ -3,56%
САМОЦИТИРОВАНИЯ - 0%
ЦИТИРОВАНИЯ - 0%
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - 96,44%
ИСТОЧНИКОВ: 10
ЕЩЕ НАЙДЕНО ИСТОЧНИКОВ: 7
ЗАИМСТВОВАНИЯ: 1,58%