Олеся Доровских
Воспитание дошкольников посредством приобщения к трудовой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
Публикация «Воспитание дошкольников посредством приобщения к трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида.
Самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
В содержание труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом рисования; уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, заправить постели, уборка игрушек, книг. При обучении самообслуживанию мы использовали алгоритмы. Они полезны при формировании представлений о последовательности действий. Так же использовали специальные пособия, помогающие обучать детей застегиванию пуговиц, зашнуровыванию ботинок. Показывали ребенку правильные приемы, знакомили с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий (застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их). Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.
Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются : труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др. Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Мы используем методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Хозяйственно-бытовой труд способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, а вместе с тем развитию коммуникативных способностей ребенка. Сделали картотеку трудовых поручений, картотеку дидактических игр по труду, картотеку пословиц о труде, стихи и загадки о труде. Для рациональной организации бытового труда в условиях детского сада мы использовали следующие направления. Это совместная деятельность детей и взрослых, это показ разнообразного труда взрослых детям и объяснение его назначения. Запланировали следующие виды труда : наведение порядка в помещении, на участке детского сада, использовала формы работы: дежурство, коллективный труд, поручение. Трудовое воспитание дошкольников мы осуществляем с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей; ознакомления с трудом взрослых;
художественных средств.
Ознакомление с трудом взрослых зависит от наблюдения труда, а также от того на какие стороны направляется внимание детей. Например, гуляя на участке детского сада, мы наблюдали за работой дворника. Оказывали дворнику посильную помощь. Наблюдая за трудом взрослых, дети приходят к потребности трудиться, чтобы окружающий их мир стал красивым.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых мы использовали иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассматривание альбомов «Отважен труд людей», «Кем быть», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и т. д., заучивание пословиц, поговорок о труде.
В работе с детьми мы каждодневно используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогали нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.
Труд в природе имеет свои особенности. Результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.).
Труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат: посеяли семена и лишь через некоторое время смогли наблюдать результат в виде всходов, а затем и плодов. Эта особенность помогает воспитывать выдержку, терпение.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений, экспериментируют, познавая неживую природу.
Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития знания. Дети учатся правильно ухаживать за комнатными растениями, поливать по мере необходимости, опрыскивать, протирать листочки, разрыхлять, мыть поддоны и горшки. Каждый год мы сажаем огород на окне, дети охотно помогают и у каждого ребенка есть дневники наблюдений, где дети фиксируют изменения растений во время роста.
Дети нашей группы помогают сажать, а затем убирать урожай, в этом году мы сажали помидоры и лук, цветы на клумбе. Ежедневно с детьми мы поливали и собирали сорняки с грядок, осенью получили не плохой урожай лука, который мы сейчас используем для профилактики гриппа в группе; совместно с детьми и с родителями делали кормушки и ежедневно кормим птиц на прогулке и наблюдаем, какие птицы прилетают в «Птичью столовую». Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд - по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца.
Основное внимание уделяем ручному труду. Этот вид труда развивает конструкторские навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Дети в нашей группе охотно включаются в работу по ручному труду, умеют и заклеивают книги в книжном уголке, изготавливали игрушки из бумаги, охотно делают открытки к праздникам. При пользовании с ножницами закрепляем правила безопасности, где мы так же используем алгоритмы.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогает работа с родителями: родительские собрания, анкетирование, консультации, совместная работа по ручному труду в детском саду и дома. Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что в каждой семье труд считается одной из важнейших задач в воспитании ребёнка. Почти у каждого ребенка имеются свои трудовые обязанности, они охотно их выполняют, потому что родители применяют немало приёмов, чтобы дети закончили начатое дело. Но родители мало времени уделяют ручному труду и в связи с этим воспитатель Доровских О. В. провела открытое занятие для родителей «Совместный ручной труд по теме – Зимующие птицы»; конкурс «На лучший скворечник»; акция «Птичья столовая», дети с родителями конструировали кормушки из бросового материала.
Пополнили родительский уголок, рекомендациями, памятками и консультациями по трудовому воспитанию. Родители помогли в благоустройстве территории.
Планируем продолжать работу по трудовому воспитанию. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности. Воспитывать любовь к труду, и уважение к труду взрослых.