Елена Магинская
Влияние героев литературных произведений на продуктивную деятельность детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Образовательный центр "НЬЮТОН" г. Челябинска"
Детский сад "ПЧЕЛКА"
Статья
Влияние героев литературных произведений на продуктивную
деятельность детей
Подготовила:
Магинская Елена Владимировна
воспитатель
Челябинск-2020
«Дети должны жить в мире красоты, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Влияние героев литературных произведений на продуктивную деятельность детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены; открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение развивает душу ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Взаимосвязь детской художественной литературы и продуктивной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, декоративно – прикладном искусстве, лепке, эмоциональному восприятию произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве.
С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.
Литературное развитие влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове.
Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Однако, в современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности друг к другу, по отношению к близким людям. В своей профессиональной деятельности, я замечаю некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к семье.
. На своих занятиях, я предлагаю детям сначала послушать какое – либо произведение, а затем нарисовать, слепить, сделать поделку. В итоге дети, на мой взгляд стали тоньше чувствовать те стороны жизни, которые раньше не замечали. Это сопереживание животным, природе, окружающим. Сопереживая героям литературных произведений дети становятся добрее, отзывчивее.
Таким образом, я пришла к выводу, что изучение проблемы творчества с помощью художественной литературы – одно из важных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Развитие художественных способностей ребенка протекает успешно, когда он осваивает азы искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Главной задачей педагога здесь является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность с помощью литературных произведений, не навязывая собственных мнений и вкусов.