Людмила Русанова
Вариативный проект по созданию трансформируемой предметно-развивающей среды в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Вариативный проект по созданию трансформируемой предметно-развивающей среды в подготовительной группе»
Цель проекта – создание современной предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях подготовительной группы.
Задачи проекта :
- удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного образования;
Темочки:
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- формирование предметно-развивающей среды в соответствии с современными требованиями;
- учет всех направлений развития ребенка, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений, разнообразие сред, их рациональное расположение; предоставление возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования.
Площадь помещения составляет около _49_ кв. м. Мы планируем оснастить территорию группы новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное;
организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития;
приобщать детей и родителей к активной познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
Гипотеза
Если в группе создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом.
Новизна заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость
Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно современным ФГТ.
Ожидаемый результат:
- целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;
- свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.
Этапы реализации проекта
Вид проекта : вариативный, практико-ориентированный.
I этап – организационный;
II этап – практическая реализация проекта;
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.
I этап – организационный
Задачи:
1. Изучение проблем и постановка цели проекта;
2. Анализ архитектурно-планировочной структуры помещения;
3. Изучение санитарно-технических норм и требований;
4. Разработали проект трансформируемой предметно-развивающей среды в подготовительной группе;
5. Разработка эскизов оформления помещения;
6. Выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты;
7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ»;
8. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта
II этап – практическая реализация проекта
Задачи:
1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого индивидуализированного пространства;
2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
3. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта : создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями);
Практическая часть
Приобрели оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе : это передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, сюжетно-ролевых игр, подставки пластмассовые на колесиках для игрушек, пластмассовый комод 3х секционный на колесах, переносная ширма высотой 1метр, стол – трансформер, состоящий из 7 частей, мягкие пуфики, набор трансформируемой мебели «Парта»,корпусная мебель «Школа», доска комбинированная (мольберт, стеллаж для размещения разных видов театра и переносной стеллаж-ширма.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров, стола – трансформера. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность, все предметы соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям, гендерной принадлежности детей подготовительной группы.
Центр для учебно-познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются мебель и модули, подобранные по росту детей, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу преобразовать пространство по-разному. Если воспитатель планирует индивидуальную работу, закрепление навыков учебно-познавательной деятельности, дисциплинированности, организованности, самостоятельности, то столы стоят рядами. Если же дети и педагог просто делают что-нибудь вместе, учатся слушать ответы друг друга, или же задание требует терпения и настойчивости, мебель располагают в виде круга, полукруга или квадрата.
Игровой центр представлен сюжетно-ролевыми играми. Все игрушки и атрибуты для игр размещены в пластиковых коробках на колесиках с крышками. Игровой центр отделен от рабочей зоны переносной ширмой высотой 1 метр. На ширме со стороны игрового центра расположены плакаты с алфавитом, цифрами, наборное полотно, в кармашках разрезные буквы, слоги, цифры. Со стороны центра учебно-познавательной деятельности ширма оформлена рамками на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки и тогда ребёнок может менять оформление в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов. Так как в подготовительной группе подготовка к школе является приоритетом, в игровой зоне размещен набор трансформируемой мебели «Парта», доска комбинированная (мольберт - мел, маркер, передвижной пластиковый комод 3х секционный на колесах в котором размещены необходимые школьные принадлежности.
Физкультурный уголок размещен в легко-перемещающихся пластиковых стеллажах, корзинах, пластиковых коробках с крышками.
Центр художественно эстетического воспитания пополнен столом - трансформером состоящий из 7 частей, стеллажом для размещения разных видов театра и переносным стеллажом-ширмой, мягкими кубами.
Центр исследовательской деятельности отделен от центра конструктивной деятельности стойками с цветами.
Центр конструктивной деятельности пополнен большими коробками на колесах для разного вида конструктора, пластиковыми стеллажами на колесах для игрушек.
В центре исследовательской деятельности размещен легко-перемещающийся центр воды и песка, стеллажи на колесах для игр и оборудования по исследовательской и опытнической деятельности.
III этап - завершающий
Задачи:
1. Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов;
3. Оформление материалов по дизайн-проекту;
4. Изготовление фотоколлажа «Было - стало» по предметно-развивающей среде в группе;
5. Презентация проекта.
Выводы:
1. При организации предметно-пространственной среды мы выделили многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
2. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры расположены в зоне легкого доступа для детей
3. Трансформация помещений обеспечена раздвижными лёгкими ширмами- перегородками, что позволяет вместить при необходимости всех желающих, стеллажами на колесах, емкостями для игрушек на колесах, столом - трансформером, переносным стеллажом-ширмой.
4. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
5. Таким образом, организовывая предметно - развивающую среды в группе с учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Список используемой литературы
1. Ананьев Б. Г, Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004.
2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
3. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006.
4. Железнова С. В., «К вопросу о развивающей среде ДОУ», Ульяновск, 2001 г.
5. Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989.
6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993.
7. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003.
8. Программа «Детство» г. С-Петербург, 2010 г., Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде ДОУ.