Светлана Крицкая
«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы
Лекция (5 мин).
Массаж и упражнение (10 мин).
Лепка из теста (15 мин).
Задачи:
1. Лекция о влиянии мелкой моторики на развитие речи
2. Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук
Публикация «„Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
3. Расширить представления родителей об упражнениях с природным материалом для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
4. Познакомить родителей с организацией проведения массажа с использованием ручных тренажеров из имеющихся дома подручных средств.
Ученые педагоги заметили, что развитие интеллекта и речи тесно связано с формированием и развитием мелкой моторики ребенка. Ученые физиологи подтвердили данное наблюдение и установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Кроме того, практически третью часть площади участка коры головного мозга, которая отвечает за движение пальцев, занимает проекция кисти рук, которая, в свою очередь, отвечает за двигательную активность. Стимуляция этого центра активизирует процессы речевого центра. Отсюда, развитие пальцев необходимо для формирования у ребенка правильного и более быстрого формирования речевых навыков.
Оказывается, старинные игры в «ладушки» и «сороку-белобоку» не было бессмысленным занятием. Это массаж пальчиков, при котором происходит активизация нервных окончаний на ладошке, а это автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.
Действительно, дети, регулярно выполняющие упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь, меньше логопедических дефектов речи. В школе у них быстро формируется навык письма и практически не встречается дисграфия. Поэтому ученые настоятельно рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память
Кроме пальчиковых упражнений, существуют графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Их выполнение в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «дорисуй сам», «обведи узоры», «продолжи узоры» и т. д. (показ работ детей).
Важно упражнять руку ребенка при рисовании горизонтальных, вертикальных, прямых линий, наклонных, вогнутых, волнистых, замкнутых форм (показ работ детей).
Изготовление разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире, развивает их внимание, способствует совершенствованию сенсорной моторики и координации движения и их точности (показ работ детей).
Мы часто сталкиваемся с проблемой развития мелкой моторики у детей, постараемся решить ее. Я хочу поделиться приемами и методами, которые вы сами можете использовать дома.
Давайте выполним несколько упражнений вместе.
1. Массаж рук.
Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Так же действует успокаивающим образом
Можно проводить самомассаж шишками сосны, кедра, ели и др.
2. Упражнения.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу».
3. Игры с крупой и семенами.
Рисование на манке. На манке, рассыпанной в лотке, можно рисовать пальцем. Рисовать можете все, что сами захотите. Если что-то не устроит, одним движением руки все это разравнивается. Кроме того, можно выложить фигуры или узоры, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Упражнения с гречихой: прижать кисти рук, скользить, зигзагообразные и круговые движения, ребром ладони и кулачком, поиграть на пианино. Зерна гречихи оказывают положительное воздействие на здоровье. Каждое гречишное зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидная форма концентрирует энергию и передает ее, поэтому влияет положительно на здоровье.
Тренажерами могут быть предметы природного материала, такие как грецкие орехи, косточки из абрикосов и персиков и т. п.
И, наконец, соленое тесто. Основными преимуществами данного материала являются его экологичность, оно безопасно, все необходимые материалы всегда есть дома, а также они доступны и дешевы. Тесто легко отмывается, не оставляет следов. Кроме того, можно получать разные оттенки, если добавить в тесто краску. Из теста можно слепить практически все, что хочется: и любимых героев сказок, и печенье, и пирожные.
Предлагаю встретить ваших детишек, сделать с ними упражнения.
Материалы: подносы с манной крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи, доски, тарелочки, соленое тесто, шишки, косточки, гречка.
Входят дети и показывают мамам и папам свои упражнения на развитие мелкой моторики.
Стихи читает один ребенок, все остальные делают упражнения:
1 - «Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз- два, раз-два.
Этот зайка под сосной,
Этот под другой.
Дали зайке барабан,
Он ударил трамп - пам – пам».
2 - «Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю»
3- «Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы разные писать»
4 - «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Один щегол, трое голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватало зернышек».
Я предлагаю всем, и взрослым, и детям вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.
А теперь наши дети покажут, как они научились владеть рукой.
Рисование по контуру.
1 Дети обводят сложный рисунок по штрихам.
2 Дети рисуют орнамент из крестиков.
3 На одной половине нарисованы линии (горизонтальные и вертикальные). Дети срисовывают на вторую половину листа.