Елена Владимировна Чирко
Творческие способности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья в журнале «Образование Омской Области»
Творческие способности дошкольников.
Характер развития одарённости в дошкольные годы - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, деятельности ребёнка. Особое значение имеет собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. В дошкольный период необходимо развивать такие качества личности ребёнка, как креативность, творческие способности, самостоятельность. Творческий процесс - это процесс где объединяются воображение, мышление, фантазия, вдохновение, оригинальность и, конечно же труд. Исследования отечественных учёных (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев,А. В. Запорожец) показали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприяитя, мышления, воображения. Следовательно, те знания которые дети получают в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. Отличительной возрастной особенностью дошкольника является большая пластичность развивающейся нервной системы, что создаёт благоприятные условия для формирования различных способностей. Но природные качества ребёнка развиваются в результате целенаправленного воздействия. И в нашем случае - это создание творческого образовательного пространства. в дошкольном образовательном учреждении и взаимодействие с семьёй. А основная форма работы - проектная деятельность. Исследуя природу детской одаренности, Т. Э. Тютюнникова прежде всего указывает: в условия характеризующихся отсутствием критики, оценок и стресса, дети намного лучше справляются с творческими и интеллектуальными задачами. Основным фактором развития художественно - творческой одарённости детей является создание атмосферы свободы, радости, полной успешности каждого участника благодаря "заразительной силе " искусства. В своей деятельности по развитию творческих способностей у детей 3 - 4 лет, я разработала программу " Веселые пальчики" Цель программы - развитие творчества и мелкой моторики малышей. В структуру деятельности по программе входят: игровой самомассаж, пальчиковые игры, и одно из заданий: шнуровка, штриховка, рисование пластилином. Например по математике дети учатся образовывать число, а во второй половине дня, техникой "рисования пластилином" закрепляем это число по шаблону. Способы разные - точками, смешиванием цвета, колбасками, чеканя. выдавливая узоры восьмигранным колпачком от фломастеров. У детей есть выбор: выполнять по образцу, или проявлять свою фантазию и воображение, показав свой вариант. Уже видно, что у некоторых детей есть идеи - даже самые простые, есть свои находки - даже самые неожиданные,есть свои открытия - даже самые скромные. После освоения различных способов и приёмов работы "рисования пластилином", создаем с детьми творческий проект " Кудрявые барашки пасутся на лугу" Этот проект является итоговым занятием в программе. Мотив проекта - украсит свою группу. Цель проекта - создание красочного панно, показать чему научились. Средствами достижения цели являются следующие виды и формы работы: 1. Знакомство с плодовыми деревьями (яблоня, груша, слива) - чтение рассказа "Деревья нашего сада" - изготовление яблока техника "рисование пластилином" 2. Знакомство с хвойными деревьями - чтение стихотворения К. Чуковского "Ёлка" изготовление ёлочек (лепка). 3. Чтение сказки " У Солнышка в гостях" - изготовление солнышка. 4."Фрукты и овощи в нашем саду" минутки загадок - изготовление фруктов и овощей. 5. Выставка рисунков на тему "Домашние животные на прогулке" 6. "Какими бывают облака" - работа с энциклопедией, изготовление облаков, техника "рисование пластилином"7. "Пластилиновая сказка в нашем цветнике" - лепка необычных цветов. Такая коллективная работа развивает не только творчество, воображение, эстетический вкус, но и мелкую моторику, аккуратность, ответственность, усидчивость, умение общаться со сверстниками во время совместной работы. Таким образом, работа над любым проектом насыщает знания детей, расширяет их кругозор, обогащает словарный запас, формирует новое мировоззрение, развивает творчество и воображение