Наталья Митрофанова
В мире прекрасного
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Снежинка», ХМАО - Югра, Тюменская обл,
село Сытомино
Из опыта работы: воспитатель 1 кв. категории Митрофанова. Н. В
Статья: «В мире «прекрасного»
Перечитаем заново!
Смешные стихи Маршака.
Стоит услышать названия таких стихов, как в «Детки в клетке», «Цирк», «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Мастер- ломастер»,-на лице не вольно появляется улыбка. Маршак любил эти смешные, шуточные, потешные стихи их «от всего сердца». И дети нескольких поколений, ощущая в них этот заряд душевной радости, откликаются, самым, что ни на есть заразительным смехом. Ну как можно удержаться от смеха, услышав такой разговор:
Публикация «В мире прекрасного» размещена в разделах
-Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
-Вот не вежливый вопрос!
Это собственный мой нос!
Это строки из «Цирка». Перед нами книжка-представление, на каждой её странице цирковой номер. Перелистываешь страницы, и один номер сменяет другой, каких только диковинных номеров здесь нет. Если «Цирк»-это книжка-представление,то «Детки в клетке»-это книжка –игра. В 1923 году с этой книжкой Маршак дебютировал в поэзии для детей. И с тех пор она переиздавалась десятки и десятки раз. Сочинялась она как подписи к рисункам, и связь картинки с текстом очевидна, она даже подразумевается в самих стихах:
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Когда ребёнок слышит «так высок», он непременно смотрит на картинку. Обратив, на это внимание что стиховые подписи зависят, от рисунка и вместе с тем каждая отличается законченностью, лаконизмом и отчетностью. Чтобы запомниться сразу, рисунок и подпись должны находиться в тесной гармонии друг с другом.
Музыкальный ритм этих стихов вовлекает в действие, которое как бы происходит на его глазах. И он готов слушать, рассматривать картинки и радоваться. Разве найдется ребёнок, который не веселится в цирке или не радуется в зоопарке? Вот Маршак и ведёт своих маленьких читателей туда, где им наверняка будет хорошо, - в цирк и зоопарк.
Маршак смотрит на зверей детскими глазами, в поэтических строчках воплощает сам способ детского мышления.
Когда к Маршаку приходили в гости дети, он всегда интересовался, сколько им лет, и радостно соглашался, когда слышал, что ему четыре года, ну от силы лет шесть. Этот душевный его возраст и предопределил природу его творчества, интерес к потешным стихам.
Шутливой поэмой называл Маршак стихи «Про рассеянного с улицы Бассейной». Их комизм построен на известных фольклорных приё мах: путаницей и преувеличении. Чего только умудрился не перепутать рассеянный:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду
Вместе валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Рассеянный стал любимым персонажем. Ребенок смеётся над ним победительным смехом, потому что он уже знает как правильно поступать. И как нужно правильно говорить. Смех рождается в результате такого сопоставления.
История про «Даму» которая сдавала в багаж все вещи, от дивана до корзины, и маленькую собачонку. И про шалтай-болтая, который свалился со стены, и про Робина-Бобина. И в самом деле, какое стихотворение не возьми, сталкиваешься с самыми невероятными событиями.
Но почему всю свою творческую жизнь Маршак испытывал такую непреодолимую склонность к смешным, шуточным, потешным стихам?
Всё началось с игры в человечков. Когда родители уходили, а Сёма оставался в доме за старшего, он чтобы развлечь малышей, вырезал из бумаги забавных человечков и начинал разыгрывать всевозможные истории. Сам за всех говорил, и получалось так смешно, что дети просто умирали от хохота.
Смех по (Бахтину) являет собой особую форму диалога между автором и читателем, взрослым и ребёнком.
Вряд ли найдётся воспитатель (родитель, который не захочет наладить такой диалог.
А, следовательно, и почитать смешные стихи Маршака. Чем точнее удастся выстроить очередность, какие стихи читать, тем кто по младше, а какие более старшим, тем чаще смех будет звучать, рассевая монотонные будни.
Самым младшим ближе игра в «зоопарк», послушав за ранее отобранные стихи, каждый выберет, кто кем хочет быть. Кто тигренком, кто страусёнком.
Одни дети – артисты, но все остальные - тоже артисты, потому что они должны вспомнить стихи, произносить их, поскольку должна присутствовать тесная связь циркового номера и поэтических строк Маршака.
Дети уже знают, как звучит, та или иная строчка, поэтому могут включить её в игру.
Игра побуждает детей ещё и ещё раз произносить те или иные строки запоминать их, естественным образом. В процессе игры углубляется восприятие, отчётливее проявляется эффект комизма каждого стихотворения.
Дети смеются не только над текстом, но и над исполнением. Вместе постигая смех, дети и взрослые невольно превратятся в подлинных «заговорщиков», видящих и понимающих что-то такое, чего они не видели и не понимали до этого.
Это ли не реальный воспитательный эффект? Вы согласны?