Ершова Ольга
Утренняя гимнастика в детском саду: профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Утренняя гимнастика в детском саду : профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования».
Автор: Ершова Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ Детский сад №64 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
Публикация «Утренняя гимнастика в детском саду: профилактика плоскостопия, применение нетрадиционного оборудования» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Плоскостопие –очень распространенное заболевание. Многие взрослые жалуются на боли в стопах, мышцах и суставах ног, кроме того, плоскостопие чревато развитием в более зрелом возрасте болезней опорно-двигательной системы и даже внутренних органов.
Если посмотреть медицинскую литературу, то можно увидеть перечисление множества причин и факторов, влияющих на возникновение и развитие заболевания стоп. Но И. С. Красикова – автор книг по лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей – в своей книге «Плоскостопие. Профилактика и лечение» называет основную причину появления плоскостопия : неправильное физическое развитие в годы раннего детства. Она пишет, что врожденное плоскостопие встречается достаточно редко, диагностируется ортопедами еще в первые дни жизни ребенка, требует безотлагательного ортопедического и хирургического лечения. А в основном, дефекты стоп развиваются медленно, годами, и, следовательно, их можно предупредить.
Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков. Сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия.
В дошкольном возрасте особенно интенсивно «строятся» нижние конечности ребенка. Как показывает практика, в городских условиях родители уделяют мало внимания профилактике плоскостопия, в лучшем случае заказывают стельки или ортопедическую обувь. Но что можно предпринять в плане профилактики заболеваний стоп в условиях детского сада? Не так уж и мало, как может показаться. В течение дня, при проведении физкультминуток, на прогулке, после дневного сна – всегда можно выполнить с детьми 1-2 коротеньких упражнения для стоп.
В детском саду утро начинается с утренней гимнастики. Это как раз то время, когда возможно уделить достаточно внимания профилактике плоскостопия. Конечно, дети вряд ли станут просто по команде взрослого каждый раз выполнять «скучные» упражнения. Можно два-три раза в неделю предлагать детям игровой комплекс упражнений под музыку, детские песенки, применять на утренней гимнастике нетрадиционное оборудование для формирования положительного эмоционального отклика на предложенные игры-упражнения.
Мною разработан комплекс игровых упражнений с применением нетрадиционного оборудования. Комплекс выполняется без обуви, в носочках (колготках).
1. Музыкально-подвижная игра для разминки. Е. Железнова «Бурый медвежонок». 1:22 мин
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки! (3)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики! (4)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики!
Я – бурый медвежонок, меня должны вы знать. (1)
Люблю я мед и сахар, люблю потанцевать. (1,2)
Пусть со мной все девочки попрыгают, как белочки! (3)
Пусть со мной все мальчики попрыгают, как зайчики. (4)
1 – Ходьба на месте на наружных краях стоп
2 - Потираем животик круговыми движениями
3 - Прыгают девочки
4 - Прыгают мальчики
2. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Пяточка-носочек». 1:34 мин
Пяточка носочек (руки на пояс, касаемся пола поочередно пяткой и носочком)
Раз, два, три!
Пяточка носочек (руки на пояс, касаемся пола поочередно пяткой и носочком)
Раз, два, три!
А теперь потопаем, (движения по тексту)
Ручками похлопаем,
А еще попрыгаем,
Ножками подрыгаем.
Покружились вправо раз, (руки на пояс, ходьба по кругу на носочках, спина прямая)
Покружились влево два
Ну и снова еще раз повторяем этот пляс. (на проигрыш руки на пояс,
перекатываемся с пятки на носок)
3. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Гуси». И. Конвенан «Гуси» (альбом «Облака») 1:21 мин.
Дети «превращаются» в гусей.
Ходьба «гусиным шагом» (в приседе) под музыку. В этом упражнении важно особое внимание уделять качеству выполнения движения, не торопиться, характер музыки этому способствует, дети движутся каждый в своем темпе.
4. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Цирк». Музыка для цирка (например, Кубик-рубик). 1:04 мин. Оборудование : а)картонная дорожка шириной 15-20 см, б) картонная дорожка-елочка шириной 25-30см, в) дорожка из массажных ковриков.
Дети «превращаются» в цирковых гимнастов.
А) Ходьба по узкой дорожке под музыку. Упражнение приучает к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.
Б) Ходьба по дорожке-елочке (веточки-полоски под углом 20-30 градусов).
В) Ходьба по дорожке из массажных ковриков.
5. Музыкально-подвижная игра-упражнение. Е. Железнова «Крокодил». 1:13 мин.
Дети садятся на пол, сгибают ноги в коленях, изображают «крокодила» : ноги «ползут» вперед за счет сгибания и разгибания пальцев. На проигрыш, когда крокодил «устал», распрямляют ноги, попеременно сгибают и разгибают стопы под музыку.
6. Музыкально-подвижная игра-упражнение. Георге Виеру «Ёжик и барабан». 1:38 мин. Оборудование : резиновые массажные мячики-«ежики» по количеству детей.
Дети садятся на стульчики, катают массажный мячик попеременно одной и другой ногой.
7. Музыкально-подвижная игра-упражнение «Веселые обезьянки». Муз. А. Варламов «Веснушки» (можно включить любую другую подвижную музыку). 3:36 мин. Оборудование : а) платочки по количеству детей б) кегли по количеству детей.
Дети сидят на стульчиках, «превращаются» в веселых обезьянок, пальцами ног
а) попеременно захватывают и удерживают платочек
б) двумя ступнями захватывают и удерживают кеглю.
За это время ( 3:36) можно провести два упражнения а) и б).
Предполагается, что эти упражнения можно выполнять частично, составив из них небольшой комплекс, со временем чередуя разные упражнения.