Наталья Молочникова
Уголок психологической разгрузки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Уголок психологической разгрузки» в ДОУ
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.
Темочки:
- Оформление детских садов
- Психология. Работа психолога
- Уголки и центры в группах
- Уголки уединения и психологической разгрузки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» июнь 2019
Каждый год к нам в детский сад поступают дети, которые нуждаются в поддержке взрослых. Увеличилось количество детей с трудностями в познавательной и коммуникативной сфере, с поведенческими нарушениями, а так же тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Поэтому моя задача, как педагога-психолога, осуществлять сопровождение воспитанников, помогать малышам справляться с трудностями, привыкать к новой среде.
В нашем учреждении совместно с педагогами ведется наблюдение за психоэмоциональным состоянием каждого вновь поступившего ребенка.
С детьми младшего дошкольного возраста проводятся адаптационные игры для установления доверительных отношений между ребёнком и взрослыми, которые его окружают в группе. Так же, проводится коррекционно-развивающая работа, которая начинается с обследования воспитанников.
Данные психологического обследования позволяют выявить уровень развития дефицитарных функций ребенка и основные психолого-педагогические проблемы во взаимодействии с родителями и педагогами, что служит дальнейшему обеспечению индивидуального подхода и подборки методов и приемов в организации занятий коррекционного воздействия.
На групповых занятиях решаются проблемы в эмоционально-личностной и познавательных сферах воспитанников. На индивидуальных занятиях проводятся игры и упражнения, направленные на коррекцию и развитие зон ближайшего развития.
Для сохранения и укрепления психологического здоровья наших дошкольников мы стараемся организовать предметно-развивающую среду и создать необходимые условия.
С этой целью в этом году был разработан проект модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада «Уголок психологической разгрузки».
Для реализации были определены основные направления преобразования образовательной среды.
Основу разработки составили следующие принципы:
- мобильность и функциональность среды.
- активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Перед организацией уголков была проведена работа с воспитателями и организованы семинары-практикумы по темам:
— «Агрессивное поведение детей. Причины и пути коррекции»;
— «Сенсорно-интегрированный подход в работе с детьми как профилактика
нарушений развития»;
— «Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми»
(мастер-класс).
— Консультация «Роль эмоции в жизни ребенка»;
— Консультации по наполнению психологических уголков и использованию
игр.
Чтобы заинтересовать воспитателей, мы вместе с администрацией сада решили провести смотр-конкурс психологических уголков.
Было разработано положение смотра-конкурса с прописанными в нем условиями его проведения, указаны члены жюри и критерии, по которым будут оцениваться уголки.
Критерии оценивания (по 10-бальной системе):
- наличие материала по зонам;
- безопасность, доступность, эстетичность;
- соответствие возрасту;
- наличие материала для развития психических процессов, эмоциональной
сферы и творческого самовыражения;
- разнообразие представленного материала;
- оригинальность оформления.
По итогам конкурса были определены победители по количеству набранных баллов. Педагоги, занявшие призовые места были награждены почетными грамотами, а фотографии лучших уголков мы поместили на наш сайт МБДОУ д/с №5.
Хочется отметить, что эта идея привлекла внимание воспитателей и все приняли самое активное участие. Педагоги отметили повышенный интерес детей и положительную динамику в их психоэмоциональном состоянии.
Реже стали происходить конфликтные ситуации и агрессивные проявления у детей. А если случались неприятности, то наладить отношения помогали: «солнышко-мирилка», «коврик примирения», «рубашка-мирилка» и др. Снизить эмоциональное напряжение помогали: «баночки для криков», «волшебные клубочки», боксерская груша, надувной молоток, «разноцветный дождь» и др. Так же, детям по душе пришлись уголки для уединения, где каждый ребенок мог спокойно отдохнуть и полистать книжку или фотоальбом с фотографиями, а кому-то хотелось посекретничать с другом или просто помечтать о своем.