Балан
Учитель-ученик: взаимоотношение, взаимодействие, сотрудничество
▼ Скачать + Заказать документы
«Терновская РМСОШ»
«Учитель - ученик : взаимоотношение,
взаимодействие, сотрудничество».
Учитель начальных классов
1 категории
Балан Валентина Николаевна
Приднестровье
«Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во - первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие»
Д. И. Писарев
Публикация «Учитель-ученик: взаимоотношение, взаимодействие, сотрудничество» размещена в разделах
Две главные фигуры в школе - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Отношения между учеником и учителем - фундамент всех общественных формаций, созданных людьми за долгие годы. И на учителе, как на более опытном, лежит задача создать и поддержать доброжелательность и взаимопонимание. А для этого учителю необходимо постоянно изучать особенности учеников.
«Знаете ли вы своего ученика?» Странный вопрос. А действительно, всё ли мы знаем о возможностях ребёнка, его индивидуальных и возрастных особенностей, как помочь ребёнку справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок.
Конечно, можно не видеть и не знать всю многозначность проблемы. Опыт показывает, что есть учителя, которые часто самоустраняются от решения названных вопросов.
Что учитель считает главным при обучении в школе? 61 % считает основным успешность, трудолюбие, дисциплинированность. 20 % выделяют способности ребёнка. Учителя не назвали, как цель выпустить здорового, воспитанного ребёнка, индивидуальную личность.
При таком отношении неудивительно, что появилась проблема охраны здоровья ученика, которая сейчас рассматривается на самом высоком уровне. В нашей школе мы тоже стали больше внимания уделять здоровью ребёнка.
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности. Он говорил, если учитель говорит о детях, их психологии, индивидуальности, а не о программах, о требованиях начальства, то это хороший педагог. Подавляющий интерес к методикам, программам, когда сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания и привёл к печальной ситуации в школе.
Именно поэтому воскресла идея педагогики сотрудничества, идея гуманного отношения к ученику на основе учёта его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребёнка не только сердцем, но и умом, а значит знающего его.
Часто задают вопрос: может ли один педагог, даже очень хорошо знающий и любящий детей, своё дело, учитывать индивидуальные особенности каждого из 30 - ти учеников? На этот вопрос всегда трудно ответить, потому, что единственный ответ - «должен».
Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребёнку? Прежде всего, необходимо знать состояние здоровья ребёнка, психическое здоровье, социальное благополучие и социальную адаптированность, учитывать степень готовности ребёнка к обучению, его темперамент, интеллект, память.
А трудно ли учиться? Опросы, проведённые среди родителей, показывают, что половина считает учёбу, особенно в начальных классах совсем нетрудной, лёгкой. Другая половина считают, что учебная нагрузка очень большая, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением и даже переутомлением.
А исторический опыт свидетельствует, что во все времена учёба была трудным делом. Лёгкой учёба не бывает, а вот сделать её радостной мы можем.
Пытаясь облегчить программы, мы неизбежно будем скатываться к поверхностным знаниям. В. А. Сухомлинский говорил: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания». Повышая эмоциональную составляющую учебного процесса (каждого урока) можно существенно повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Безделье на уроке самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.
В связи с этим очень интересен опыт Л. П. Толстого. Знакомство со школой в Ясной Поляне начиналось со свободного выбора книг по интересам, затем, постепенно учитывая склонности детей, корректировался учебный план и содержание школьных предметов. Учебный день соответствовал умственным и физическим возможностям детей. Когда дети были утомленны, занятия сокращались, дети шли домой. Если было видно, что дети увлечены, им интересно занятия иногда проводились до самого вечера.
П. Г. Чернышевский писал о школе Л. Н. Толстого: «Часов в 8 по утру звонят в школе, сзывая учеников деревни. Они идут - и посмотрите на них, вы увидите замечательную черту: с собой никто ничего не несёт ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Ученика не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несёт только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как и вчера».
Да, учёбу можно сделать весёлой, радостной, когда учитываются, в организации учебного процесса, все факторы о которых говорили: возрастные возможности, особенности развития, состояние здоровья, гигиенические требования к режиму учебных занятий и др. Известный советский гигиенист М. С. Тромбах писал: «Задача учителя в том, чтобы сделать трудное - привычным, привычное - лёгким, лёгкое приятным, и тогда учёба будет доставлять радость».
Всё начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. В. А. Сухомлинский считал, что «учитель - это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».
Учащимся далеко не безразличны индивидуальные особенности педагога. У них складывается групповая и индивидуальная шкала оценок каждого учителя. Даже ученик, который учится на 2 и 3 и тот критически оценивает качества учителя, как педагога и человека. Несоответствие личностных качеств педагога требованиям учеников отрицательно сказывается на его взаимоотношениях с учащимися. В тех случаях, когда действие педагога в чём - то не соответствует элементарной этике, подрывается не только его личный престиж, но и авторитет всей педагогической профессии. Характер общения педагога обусловлен и предметной подготовленностью. В этом ракурсе воспринимаются и качества его личности.
Я с моими детьми много беседую о спорте (люблю зимние виды спорта, об Олимпийских играх, о войне, о политике, об открытиях, о событиях, происходящих в мире. Им очень интересно и нравится, когда мы на продлёнке проводим рубрику «А знаешь ли ты?». У нас в классе политическая карта мира, к которой мы часто обращаемся. Детям нравится слушать новую информацию, обсуждать интересные факты.
Что помогает учителю снятию барьеров между им и учениками?
1 .Это оперативность начало контакта;
2. Формирование основа демократизации - чувства «мы»;
3. Демонстрации собственной расположенности;
4. Передачи учащимся понимания педагогом их внутреннего состояния;
5. Организовать цельный контакт с классом;
6. Изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
Как показывают исследования, у педагога со стабильным эмоционально положительным отношением к детям, деловой реакции на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении - школьники раскованы, общительны, доверчивы.
Современный учитель кроме вековых проблем воспитания в наше время сталкивается с последствиями усиливающейся криминализацией общества (взрывы, захваты, похищения, возраставшей волной передач на ТV с показом картин насилия, жестокости, кровопролития, последствий природных катаклизмов. Это вывод многих исследователей социально психологических явлений новейшего времени.
Детям начальной школы был задан вопрос «Чтобы я попросил у золотой рыбки?» 42 % детей попросили материальных ценностей, 21 % - нравственные ценности («чтоб мама не болела», «чтобы родители не ругались», здоровья, дружбы и другое, 15 % - успехов в школе, 4 % - животных, 3 % - просьбы, связанные с понятием «Родина», 3 % - себе здоровья («чтобы не болели зубы»). Всего 2 ученика попросили «книгу». Результаты показывают - насколько тяжело педагогу влиять на современных детей.
Так что же нужно для плодотворного, успешного сотрудничества?
Во - первых, и всегда только во - первых - любовь к детям. Учитель должен любить своих учеников - умных и не очень, богатых и бедных, смелых и робких - всех.
Во - вторых, учитель должен знать и учитывать все возрастные особенности, физическое, психическое состояние ребёнка, социальное благополучие, а так же индивидуальные особенности.
В - третьих, нужно выбрать правильный, свой, индивидуальный стиль педагогического общения.
В - четвёртых, любить свой предмет и быть профессионалом своего дела, чтобы учить не только словом, но и своим личным примером.
В - пятых, быть постоянно в поиске новых форм, подходов в установлении взаимоотношений с учениками. И для этого не должно быть никаких причин.
В - шестых, учитель как никто другой, не имеет право на ошибки. Поэтому мы всегда должны контролировать свои слова и поступки. Наши недостатки, плохое настроение, личные проблемы, домашние заботы не должны сказываться на учениках. А ведь очень часто бывает наоборот. Это избитые фразы, но в них суть нашей профессии.
Формы работы учителя и ученика - это вся школьная жизнь, это уроки, внеурочные и внеклассные мероприятия.
Вот некоторые формы работы, которые нравятся моим ученикам:
1. Проекты. С 1-го класса дети знакомятся с этой интересной формой работы: «Что означает моё имя», «Домашний детский журнал», «Зачем нужны библиотеки», «Животные Красной Книги ПМР» и др. Работа нелегкая, новая для детей. Иногда с привлекаем родителей. Работа над проектами развивает самостоятельность, речь, самоорганизацию…
2. МФО – метод фокальных обьектов. Мои дети с удовольствием играют, выбирая свойства предметов, а потом, объясняя где и как можно применить необычные свойства предметов. Очень интересный и продуктивный метод работы.
3. Мнемотаблицы. Я их использую часто на уроках чтения, окружающего мира. Либо дети прочитывают подготовленную мной мнемотаблицу, либо дети сами её составляют. Это может быть коллективная работа, либо самостоятельная. Это реально помогает в запоминании текста, информации, представлении картинок при чтении текста.
4. Игры. Без них никуда. Они вносят разнообразие, дают возможность участвовать и сильным, и слабым детям, повышают интерес к уроку. Вот некоторые любимые детьми: «Объяснялки» (ребенок описывает предмет, начиная с незначительных свойств, постепенно добавляя конкретики, «Найди лишнее слово», «Дорисуй», «Продолжи ряд», «Антивремя» и мн. др.
5. Портфолио. Скажу, что это не очень лёгкая работа для учителя. Требует много предварительной работы, контроля, помощи слабым детям. Но какая радость в глазах, когда папка увеличивается в размерах и ребенок имеет возможность гордиться своими достижениями.
6. Много с детьми сочиняем. И стихи, и буриме, и лимерики. А как интересны «Сказки из мешочка». И ведь все равны, нет двоек и пятёрок. Может проявить себя любой.
7. Экскурсии и поездки очень сплачивают детей. Мы были в драматическом театре, в музей ПГУ, в ботаническом саду, на Мемориале Славы и в городских музеях.
8. Внеурочная деятельность – огоньки к 23 Февраля, 8 Марта, инсценирование сказок, Неделя Науки и мн. др.
Новые формы и методы показывают, что учителя постоянно в поиске нового с в работе с учениками.
Итак, педагогика сотрудничества - это когда между учителем и учеником устанавливается доброжелательное, дружеское
взаимопонимание, вызывающее у ученика положительные эмоции, уверенность, когда неудачи не кажутся непреодолимыми, нет чувства страха, отчуждённости, когда не вырастают запуганные «невротики», ненавидящие школу и учёбу.
А. П. Блонский говорил: «. Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать». Да! Тяжело. А кто сказал, что быть учителем легко. Ведь не зря слово «Учитель» пишется с большой буквы.
Проект «Домашний детский журнал»
Участие в Республиканском фестивале «Юность. Творчество. Талант»
Первые самостоятельные работы – закладки для книг.
Стихи
1. Идёт-приходит к нам весна
И зелень чудная видна
Вот тут подснежник, там тюльпан
Приносят радости всем нам. Ксения В.
2. В школу нашу я хожу
Очень я её люблю.
В класс я быстро захожу,
«С добрым утром» говорю. Денис С.
3. Зима, зимушка-зима,
Белоснежная она.
Снегом всё укутала.
Дороги все запутала. Коля Д.
4. Пришёл новый Новый год.
Мы все ждали целый год.
Летом лагерь посещали,
Осенью с дождём играли.
Наконец, пришла зима,
И подарки принесла. Валерия Ц.