Светлана Березина
Советы родителям по организации художественной деятельности в домашних условиях «Творчество и развитие вашего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Составитель: Березина С. Н., воспитатель ГБДОУ № 47 г. Санкт-Петербурга
Статья «Творчество и развитие вашего ребенка». Советы родителям по организации художественной деятельности в домашних условиях.
Советы родителям по изобразительной деятельности детей.
Публикация «Советы родителям по организации художественной деятельности в домашних условиях „Творчество и развитие вашего ребенка“» размещена в разделах
Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявление творчества.
Родителям желательно следить за впечатлениями получаемыми ребёнком дома, стремиться развивать наблюдательность за окружающим: изменения окраски листьев деревьев, цвета неба, красивый цветок по дороге домой, разноцветная бабочка, маленький пушистый котёнок, замечать причудливые формы растительного мира. Важно рассматривать с малышами качественные иллюстрации, картинки.
1. Необходимо удивить и заинтересовать детей для дальнейшей эффективной работы с ними. Для этой цели хорошо периодически посещать с ребенком музеи, ярмарки, художественные выставки, особенно народного декоративно-прикладного искусства. Ребёнок с интересом будет рассматривать экспонаты выставок и музеев.
2. По возможности создавайте стимулирующую к творчеству обстановку дома, покупайте домой красивые расписные вещи народных промыслов.
3. Увлекательным материалом для развития рисования у детей в условиях семьи могут служить альбомы для декоративного раскрашивания. В них есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать.
4. ребёнку не достаточно лишь дать лист бумаги, карандаш и кусок пластилина. Надо помочь найти замысел и разбивать его. Это можно легко делать отслеживая задания проводимые в детском саду. Их повтор окажет благотворное влияние на развитие у детей изобразительных умений и закрепления необходимых навыков.
5. Основная деятельность ребенка это игра. Через игру он обучается легко, эффективно и остается мотивация на дальнейшее обучение. Воспитатель поможет выявить проблемы в навыках и умениях вашего ребенка и индивидуально подобрать игры и игровые упражнения.
Элементы игры можно вносить при рассматривании узоров на вещах, декоративных рисунков. Например:
а) Предлагайте найти в узоре одинаковые или однородные элементы,
б) Спрашивайте, как они повторяются, отмечайте вместе с ребёнком одинаковые цвета или различие в окраске одинаковых элементов.
в) Подводите ребёнка к суждению о повторяемости элементов, об их правильном чередовании, о разнообразии их использования.
Рисуйте и с ребёнком разнообразные узоры и орнаменты, игрушки.
6. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей могут служить альбомы для раскрашивания.
7. Важно правильно организовать рабочее место ребенка. Рисовать лучше при дневном освещении. Продолжительность не более 20-30 минут.
8. Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое.
9. Чтобы не случилось во время рисования, не ругайте ребёнка. И вообще, лучше не начинать рисование в плохом настроении, так можно отбить у ребёнка желание творить. Если ребёнок нечаянно разлил краску на бумагу, устройте соревнования: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенной кляксе или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
10. Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и как можно чаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.
Советы родителям по изобразительной деятельности детей
(материал для родительского уголка или для родительского собрания)
Альбомы для раскрашивания. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей могут служить альбомы для раскрашивания. Дети учатся приёмам раскрашивания предметов круглой формы, прямоугольной, овальной; приёмам дорисовывания изображений; знакомятся с предметами разной величины; запоминают цвета. Родители должны помогать малышам в этих занятиях, следить что бы не выходил за пределы контура; во время закрашивания менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т. д. Не следует закрашивать все картинки, можно ограничиться одной, двумя, иначе этот процесс будет утомительным.
Надо приучать ребёнка бережно относится к альбомам. Когда все картинки буду раскрашены, желательно их рассмотреть ещё раз, полюбоваться старание малыша, похвалить за проделанную работу.
Организация рабочего места. Оборудуйте постоянное рабочее место для ребенка с хорошим естественным и искусственным освещением.
Столик застелите клеенкой. На малыша оденьте фартук. Свет должен падать с левой стороны. Дневной свет предпочтителен. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствуют ли стол и стул росту ребенка.
Все инструменты и материалы должны быть в свободном для малыша доступе, ведь вдохновение может появиться когда угодно! Во время занятия на поверхности стола находятся только те материалы, которыми ребенок рисует в данное время, все остальные хранятся в шкафчике. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления творчества: у ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, бумаге и других изобразительных средств. Кисти можно хранить в высоких устойчивых банках, восковые карандаши – россыпью в плоской коробке, из которой их удобно доставать. Для промывания кисти нужна устойчивая ёмкость для воды, например, стеклянная баночка из-под майонеза. Пластиковые баночки-непроливайки портят ворс кисти. Объясните ребенку, что воды нужно набирать половину банки, а не целую, иначе вода будет проливаться. Пригодятся также тряпочка для вытирания кисти, полотенце для рук.
Во время рисования лист располагается перед ребенком, материалы и инструменты – за листом (поверхность стола возле рук должна быть свободной). Расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять не менее 30 см, сидеть на стуле должно быть удобно, ступни должны стоять на полу. Следите за тем, чтобы ребенок ровно держал спину, не горбился, не наклонялся очень низко.
Приучайте ребенка убирать материалы и инструменты после занятия на место.
Материалы и инструменты для рисования. Внешний вид рисунка во многом зависит от того, какие инструменты и материалы использованы в работе. Для первых опытов рисования очень важно, чтобы процесс доставлял ребёнку радость, а результат радовал. Неудачный выбор краски, кисти или бумаги может отбить у ребенка желание заниматься. Поэтому материалы нужно выбирать тщательно.
Для декоративного рисования лучше подходит гуашь. Лучший выбор – художественная гуашь. Баночки с гуашью нужно плотно закрывать крышками после рисования, т. к. она быстро сохнет. Если краска вдруг высохла, залейте её на ночь кипятком, слейте воду, перемешайте. У гуаши должна быть консистенция жидкой сметаны. Не рисуйте засохшими красками!
Бумага для рисования. Для рисования лучше давать отдельные листы бумаги. Желательно, чтобы она была не глянцевой, а пористой, слегка шероховатой. Если ребенку нравится рисовать, бумаги потребуется много! Для работы карандашами, фломастерами подойдет тонкая бумага для принтера (купите сразу целую пачку).
Для рисования красками нужна более плотная бумага (альбомная или ватман). Разделите альбом на отдельные листы, ватман разрежьте на 4 части. Используйте также тонированную или оберточную бумагу, ненужные обои произвольного формата. Вся бумага должна быть шершавой, а не лощеной, иначе краска будет скатываться с бумаги и рисунок не получится! В крайнем случае придется вымачивать бумагу в воде, затем высушивать и разглаживать, при этом из бумаги уходит лишний клей. Лучше, чтобы дети рисовали не на белой бумаге, а на тонированной, от этого рисунки приобретают особую выразительность. Обычная белая бумага сужает изобразительные возможности маленького ребенка: у него еще нет возможности делать насыщенный, интересный фон, к тому же на белой бумаге нельзя рисовать белой краской. Тонированная бумага предпочтительнее нейтральных, неярких цветов: серого, голубого, бежевого. Лист ватмана формата А3 вы можете затонировать сами: разведите белую гуашь с какой-либо другой в блюдце, а затем широкой кистью или поролоновой губкой пройдитесь по листу.
Предлагайте ребенку бумагу разных форматов – квадратного, вытянутого, круглого. Использование бумаги нестандартных размеров стимулирует творческое воображение, подталкивает к поиску интересных композиционных решений.
Кисти. Предпочтительны кисти из натурального ворса – они хорошо впитывают и отдают краску, например беличья кисть № 8 и колонковая № 3. Большая кисть используется для рисования основных деталей, маленькая – для мелких деталей. Качественных кистей хватит надолго (на 3-4 года, поэтому на их покупке лучше не экономить. При рисовании хвостик кисточки должен полностью погружаться в краску, чтобы ворс пропитался, и кисть оставляла четкий след. В то же время, кисточка не должна быть перегружена краской. Хвостик намоченной кисточки должен напоминать капельку – толстое основание, острый кончик. После рисования нужно промыть кисти в проточной воде с мылом, промокнуть тряпочкой, высушить в горизонтальном положении (если сушить кисть в вертикальном положении, ворс будет портиться). Если ворс кисти заломился, нужно намылить её, придать правильную форму и оставить сохнуть на несколько дней. Перед рисованием такую кисть нужно промыть
Как правильно держать кисть или карандаш. Когда ребенок только начинает рисовать, очень важным является правильная постановка руки, овладение формообразующими движениями. Важно вовремя показать правильный прием зажимания кисточки или карандаша в ведущей руке. Часто дети начинают рисовать самостоятельно, без помощи взрослого; при этом держат карандаш, кисточку за кончик или зажимают в кулачке, и из раза в раз закрепляют этот неправильный навык. В дальнейшем это мешает изобразительным возможностям ребенка, его приходится переучивать.
Следите за правильным положением руки ребенка во время рисования, это поможет ему в будущем легче овладевать навыками письма в школе.
С целью выработки правильного навыка, для тренировки руки можно выполнить упражнения, которые поможет подобрать воспитатель.
Хранение работ. Рисунки альбомного формата (А 4) удобно хранить в обычных канцелярских папках для бумаг. Для нестандартных работ сделайте вместе с ребенком папку из большого куска плотного картона, украсьте её интересной аппликацией. Особенно удачные рисунки можно оформить в фоторамку под стекло, повесить на стену или подарить.
Оценка работ. Проявляйте интерес к результатам его творчества, обязательно хвалите, не допускайте взрослой критики. Ваше мнение, как ничье другое, важно для малыша. В дошкольном возрасте самый главный авторитет для него – не друзья или учителя, а родители. Ребенок нуждается в Вашей поддержке и одобрении. Относитесь к рисункам и поделкам бережно, а в похвале выражайте свое личное, персонифицированное отношение: не «У тебя самый лучший рисунок, ты рисуешь лучше других!», а «Мне очень понравилось, я очень за тебя рада!» Обязательно поощряйте самостоятельность ребенка и проявления его творческой активности.
Родители ни в коем случае не должны критиковать детские рисунки, поскольку дети любят заниматься тем, что у них получается. А если ребёнок будет постоянно слушать поучения, то вскоре он просто разочаруется в своих способностях и вовсе забросит рисование.
Относитесь бережно к детскому творчеству. Постарайтесь сделать так, чтобы детские рисунки не отправлялись в корзину, а были предметом гордости ребёнка, собирались и хранились, дарились и показывались близким и друзьям.
Дети в процессе рисования подражают действиям взрослых, поэтому обязательно покажите пример вместе с ребёнком создайте красочный, затейливый узор, слепите глиняную игрушку.
Сочиняйте сами сказки с ребёнком. Рисуйте эти сказки. Необычная занимательность образов, жизнерадостность, яркая народная роспись игрушки позволяют сделать это легко, интересно и увлекательно.
Желаем успеха!