Елена Лебедева
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов» размещена в разделах
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС посредством проектов.
Взрослые, родители и воспитатели, в ответе за то, как пройдёт детство ребёнка. Детские годы – самые важные в жизни человека. Дети смотрят на мир широко открытыми глазами, они воспринимают мир иначе, поэтому взрослым необходимо показать всю яркость красок нашего мира.
К сожалению, не всегда родители способны уделить должное внимание развитию творческих способностей детей.
Актуальным вопросом всегда было и остаётся общение педагогов с родителями воспитанников. В связи с этим необходимо постоянно искать рациональные пути взаимодействия.
Одним из таких путей является проектирование. Оно занимает значительное место в дошкольном образовании. Это объясняется тем, что при методе проектов можно рассмотреть интересующий вопрос со всех сторон. В создании и разработке проекта участвуют все сферы деятельности. Это и развитие речи, и художественно-эстетическая деятельность, и формирование элементарных математических представлений, экспериментальная деятельность, театрализация и многое другое.
В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.)
Целью проектного метода является создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога и родителей.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность.
Это объясняется тем, что проектная деятельность личностно – ориентирована, характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах, учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.
К основным задачам проектного метода можно отнести:
• Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности у дошкольников.
• Развивать у дошкольников логическое мышление.
• Развивать социально-коммуникативные навыки дошкольников.
• Привлечь родителей к организации образовательной работы с детьми.
Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.
Реализация проектной деятельности позволяет педагогу овладеть инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность, повысить свои теоретические и практические знания, умения и навыки. У дошкольников развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Мониторинг индивидуального развития детей показал, что во время реализации проектов дети лучше усваивают программу.
Все дело в том, что метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Создавая атмосферу взаимодействия в процессе проектной деятельности, опираясь на полученные в ходе реализации проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, можно заинтересовать каждого воспитанника. Увлечь его конкретным творческим делом, поддержать детскую любознательность и инициативу. А следовательно, можно решить любую проблему.
Так же стоит заметить, эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, а взрослому лишь нужно поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Следовательно, проектная деятельность в детском саду — это одна из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Занимаясь проектной деятельностью, дети становятся всесторонне развитыми личностями, а соответственно быстрее достигаются целевые ориентиры программы ДОУ.
Опираясь на метод проектов педагог способен лучше узнать семьи воспитанников, а это способствует более тесному взаимодействию родителей с детским садом.
Приобщая родителей к процессу дошкольного образования, мы как бы возвращаем их в детство. И им приходится вновь познавать увлекательный мир вместе со своим ребёнком. Педагог выступает в роли наставника для детей и их родителей, занимается подбором материалов. Это дает возможность повысить самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, любознательность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.№ 1
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
6. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОО : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
7. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОО: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.