Колесникова Наталья
Формы работы дошкольного учреждения с семьёй по проблеме математического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы дошкольного учреждения с семьёй по проблеме математического развития дошкольников
С каждым годом общество придаёт большее значение воспитательным функциям семьи, создаёт условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.
Публикация «Формы работы дошкольного учреждения с семьёй по проблеме математического развития дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; открытые занятия по математике для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки и т. п.
Основные направления в работе с родителями, в том числе и те, которые относятся к формированию у детей элементарных математических понятий, представлены в годовом плане дошкольного учреждения. При его составлении принимают во внимание конкретные условия жизни и воспитания детей в семьях, их возрастные и индивидуальные особенности. План работы обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Собственно вопросов математического развития детей в годовых планах дошкольного учреждения не много, но освещение уровня их математического развития предусматривается в всязи с обсуждением различных проблем. Например: подготовка детей к школе, организация экскурсий и прогулок с детьми, значение игры в жизни ребёнка и многое другое.
Детальнее работа с родителями отображается в календарных планах воспитателей, которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут посоветовать родителям. Кроме того систематическое общение с родителями даёт возможность воспитателю дополнить сведения о ребёнке, найти объективные причины определённых трудностей в его математическом развитии.
Наиболее распространённая форма работы с родителями – это беседы. Их можно проводить, когда родители приводят или забирают детей из детского сада, а также во время посещения воспитателем семьи ребёнка. Эта форма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушиваться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребёнка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а ещё лучше - наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребёнком и т. п.
В беседе с членом семьи педагог уточняет, с кем из членов семьи ребёнок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с таким понятием, как количество. Форма, размер, пространство, время. Педагог для этой беседы готовит специальную литературу, учебники и оставляет их на некоторое время в семье ребёнка для изучения.
Разговаривая с родителями, педагог внимательно прислушивается к тому, что их волнует и тревожит. Следует обсудить индивидуальные особенности ребёнка и как нужно их учитывать при математическом развитии вне детского сада.
Наряду с этими формами совместной работы детского сада и семьи большое значение имеет посещение родителями занятий, разных режимных моментов в детском саду. На занятиях по математике педагог даёт возможность родителям увидеть достижения своего ребёнка, а так же овладеть отдельными методическими приёмами формирования у детей элементарных математических способностей. После занятия нужно обсудить с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие ещё методы можно использовать в индивидуальной работе с ребёнком дома.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют родительские собрания и конференции, специальные семинары, на которых с ответами выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступления подбираются заранее и раскрывают какую-либо актуальную тему. К конференции хорошо было бы приурочить выставку детских работ, учебников, методических пособий.
Способами широкой педагогической пропаганды являются лекции и выступления ведущих специалистов по радио и телевидению, организация семинаров-практикумов.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей.
Оформление текстового и иллюстративного материала в них может быть — в зависимости от условий — самым различным; стенд, полка или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, паспарту.
Чтобы систематизировать содержание уголка, можно расположить материалы по разделам, а для обновления текстов установить примерное время их сменяемости. Так, в разделе «Чем мы сегодня занимались на занятиях по формированию математических представлений» кратко рассказывается о том, что нового дети узнали на этом занятии и каких результатов добились, демонстрируются детские работы. Материалы раздела сменяются ежедневно.
В разделе «Чем живет группа» воспитатели рассказывают, какие интересные дела, общественные праздники и досуги по математике ждут детей в этом месяце. Здесь же можно написать о том, какое участие в организации этих мероприятий примут родители, что и к какому числу нужно приготовить ребенку. Материал этого раздела можно обновлять раз в месяц.
Раздел «Советы и рекомендации по формированию элементарных математических представлений» не дает родителям систему знаний по педагогике в области математики, но сообщает необходимую педагогическую информацию, приобщает родителей к вопросам воспитания и обучения ребёнка математическим представлениям в кругу семьи. Содержание советов и рекомендаций целесообразно соотносить к тому программному материалу, который в данный момент дается детям в группе на занятиях по формированию математических представлений. В этом же разделе можно освещать лучший опыт семейного воспитания. Материалы этого раздела меняются раз в 2—3 месяца.