Марина Николаевна Комарова
«Давайте жить дружно». Познавательно-игровой проект в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности».
В. А. Сухомлинский
Что же такое детская дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма
«Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому, и уж тем более
«Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому….».
И другие объяснения уже просто не нужны…
Название проекта: «Давайте жить дружно»
Тип проекта:
1. По числу участников: групповой, познавательно- игровой.
2. По времени проведения: краткосрочный (3неделя)
3. Период проведения : 7октября 2024г. -25 октября 2024г.
Участники проекта: дети 3 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Дети младшего возраста еще не умеют правильно общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения. Их привычное «Я сам», «Я первый», зачастую приводят к спорам. Именно в этом возрасте нужно формировать навыки благородного и вежливого общения. Воспитывать у них доброту, желание дружить, уступать в игре другим детям. Важным аспектом является обучение эмоциональной грамотности, чтобы дети могли распознавать и выражать свои чувства, а также понимать эмоции окружающих. Игра может стать отличным инструментом для этого; совместные занятия способствуют развитию навыков сотрудничества и компромисса.
Педагогам и родителям следует помнить, что пример взрослых является основополагающим. Когда дети наблюдают за тем, как взрослые проявляют вежливость, заботу и уважение, они начинают повторять эти модели поведения.
Кроме того, стоит поощрять моменты, когда дети готовы делиться, помогать друг другу и решать конфликты мирным путем. Это не только укрепляет их связи, но и помогает формировать сообщество, основанное на доверии и поддержке, что является основой для здоровых отношений в будущем. Таким образом, раннее воспитание навыков общения станет залогом успешной социализации в последующие годы.
Проблема:
При наблюдении за детьми во время их общения, мы обратили внимание на то, что они не могут играть дружно друг с другом длительное время, ругаются, отбирают друг у друга игрушки. Эта проблема и определила тему нашего проекта «Давайте жить дружно!».
Каждый из нас помнит, как важно учиться дружить, делиться и находить компромиссы. Дети, находясь в окружении сверстников, часто сталкиваются с трудностями в общении, что может повлиять на их психоэмоциональное состояние и развитие социальных навыков. Наша цель — создать пространство для формирования дружелюбной атмосферы, где дети смогут не только играть, но и учиться сотрудничеству и пониманию.
В рамках проекта мы планируем проводить игры и занятия, направленные на развитие навыков общения, совместного решения задач и поддержки друг друга. Мы будем использовать различные методы: от ролевых игр до арт-терапии, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои чувства и научиться принимать точку зрения другого. Вместе мы создадим сообщество, где ценится дружба, уважение и взаимопомощь, направляя внимание на то, что единство делает нас сильнее. Давайте сделаем шаг навстречу дружбе и гармонии!
Гипотеза проекта:
Если будут созданы благоприятные условия для общения детей друг с другом в игре, совместной деятельности, то развитие доброжелательности относительно к сверстникам, умение оценивать поступки друзей, сформируют нравственные качества, правильное представление о дружбе.
Цель проекта: Формирование у детей представления о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе, друзьях;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Задачи по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
- Рисование дома, вместе с детьми, рисунков по теме недели.
- Обогащать знания детей при чтении дома детям стихов и рассказов о дружбе, разучивание песен.
- Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Методы проекта:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, инсценировки.
Словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа,
Наглядные: рассматривание книг, иллюстраций о дружбе; просмотр мультфильмов;
Практические: играем дружно.
Связь с образовательными областями:
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
-подбор методической и художественной литературы;
-подбор наглядного материала (иллюстрации);
-дидактические игры;
-подбор подвижных игр;
-выставка рисунков родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
-заинтересованность родителей и детей;
-методические разработки.
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
• расширятся знания детей по теме «Дружба»;
• познакомятся с правилами дружеских отношений; научатся бережно относиться к своим товарищам, проявлять доброту и внимание;
• повысится интерес к художественной литературе;
• научатся правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей;
• научатся продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
для педагогов – педагоги будут удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.
для родителей - у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный.
• Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;
• изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта «Дружба»;
• определение содержания деятельности всех участников проекта;
• создание психолого-педагогических условий формирования диалоговой речи у воспитанников на основе двигательно-игровой совместной деятельности;
• подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
• подбор художественной литературы для чтения воспитанникам;
• подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта;
• разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Дружба»;
• беседы с родителями о необходимости принятия участия в проекте.
2 этап – практический.
• проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала по теме «Дружба»;
• чтение детям художественной литературы и рассматривание иллюстраций с русскими народными сказками по теме «Дружба»;
• организация тематических папок-передвижек, альбомов на тему о дружбе, взаимовыручке;
План работы по проекту.
День недели Форма работы с детьми Форма работы с родителями
Понедельник 07 .10.2024г
1) Игра «Давайте поздороваемся»
2)Беседа на тему «Что такое дружба?», «Умейте дружбой дорожить»;
3)Слушание песенок о дружбе. Разучивание песенки «Есть у солнышка дружок».
Работа с родителями 1)Анкетирование «Доброта вокруг нас»
2)Консультация «Учимся дружить»
Вторник 08.10.2024г.
1) Пальчиковые игры:
«Апельсин», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
2) «Найди пару» - подвижная игра
3)Рассматривание сюжетных картинок «Добрые поступки».
Работа с родителями :Прочтите детям стихи:
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.
Среда 09.10.2024г.
1) Аппликация «Подарок для друга».
2)Разучивание танца «Дружные ребята».
3)Игра драматизация по сказке «Теремок».
Беседа с родителями:«Влияние родительских установок».
Четверг 10.10.2024г.
1)Чтение и разучивание «Мирилок»,стихов о дружбе.
2) Игра «Я хочу с тобой дружить».
3) Рисование на тему «Цветок для друга».
Работа с родителями Посмотрите с детьми мультфильм «По дороге с облаками»
Пятница 11.10.2024г.
1)Беседа о заботливом отношении к домашним питомцам.
2)Ситуативный разговор «Как я забочусь о своем питомце»
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная больница». Акция «Покормим птичек».
Понедельник 14.10.2024г.
1)Беседа: «О добрых поступках и делах», «Как мы можем заботиться о маме»
2) Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда».
Работа с родителями Чтение и разучивание стихотворений Е. Благинина "Вот какая мама", К. Ушинский «Петушок с семьёй», чтение сказки «Волк и козлята»
Вторник 15.10.2024г.
1)Просмотр мультипликационных фильмов «Лунтик», «Уроки доброты от тетушки совы».
2)Аппликации: «Белый цветок». Конкурс плакатов: «Как нельзя себя вести»
Среда 16.10.2024г. 1)Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова».
3) Дидактические игры: «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Работа с родителями Консультация «Воспитание доброты»
Четверг 17.10.2024г.
1)Пальчиковые игры: «Дружба», «Дружный коллектив»
2)Чтение художественной литературы: Сказки: «Козлята и волк». Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
Пятница 18.10.2024г.
1)Чтение художественной литературы Шорыгина Т. А. «Вежливые бельчата» 2)Дидактические игры «Наши добрые дела»
Консультация для родителей на тему: «О доброте». Выставка детских рисунков «Добро глазами ребенка»
Понедельник 21.10.2024г.
1) Беседы с детьми:
"Моя любимая сказка", «Добро и зло в сказках».
2)Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев
3)Показ пальчикового театра «Репка».
Конкурс среди родителей «Книжки-малышки по сказкам»
Вторник 22.10.2024г.
1) Инсценировка «Кто спасибо потерял?»
2) Рассматривание плаката «Хорошие манеры для малышей»
3) Аппликация: «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты» Фотовыставка «Наши добрые дела»
Памятка для родителей: «Воспитание добротой»
Среда 23.10.2024г.
1)Беседа «Играем дружно», «Умею ли я мириться?»
2)Дидактические игры «Назови волшебное слово».
3)Пальчиковые игры «Дружба».
Работа с родителями Практическая мастерская «Улыбка». Изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему»
Четверг 24.10.2024г.
1)Беседы «Что такое семья», «Уважай отца и мать — будет в жизни благодать»
2)Игра «Мамины помощники», «Дочки и сыночки».
Работа с родителями беседа :«Как научить ребенка здороваться», «Как
нельзя себя вести».
Пятница25.10.2024г.
«Дружными на свете жить веселее!»
1) Совместная деятельность с родителями «Дружными на свете жить веселее!»
2)Фотовыставка на тему «Дружно в садике живём».
Приглашение родителей на итоговое мероприятие.
3 этап – Заключительный этап:
Таким образом, проведенный проект «Давайте жить дружно» стал значимым этапом в развитии социальных навыков детей. Мы смогли обобщить полученные результаты, проанализировав, как именно занятия способствовали улучшению взаимоотношений между детьми. Наблюдения показали, что дети стали более чувствительными к чувствам окружающих, умеют находить общий язык друг с другом и проявлять поддержку в сложных ситуациях.
При подготовке итоговой презентации мы использовали фотографии, запечатлевшие яркие моменты совместной работы. Эти снимки не только отражают полученные знания, но и подчеркивают радость, которую дети испытывали в процессе обучения дружбе и добру не только к окружающим ребенка людям но и животным. Мы уверены, что визуальные элементы помогут родителям более глубоко понять цели и результаты нашего проекта.
Список литературы:
1. *Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
2. *Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
3. *http://doshvozrast.ru/konspekt/komplex24.htm.
4. *http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/igrushki-podborka-igr-i-
5. uprajneniy.html
6. *В. Белобородова, Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться?
7. http://www.2mm.ru/vospitanie/817/pervye-uroki-druzhby.-kak-nauchit-detey-znakomitsya.
8. Хрестоматия для чтения в детском саду (2-4 года)
9. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами от трех лет» - Академия Ярославль 2013
10. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика-Синтез Москва 2016 г.